Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image
  • image
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Согласно статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (с изменениями от 27.07.2010 и 06.04.2011) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Часть 2 статьи 5 этого закона предусматривает, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В соответствии со ст. 6 данного законодательного акта обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе и распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Для пользователя недр, в соответствии с ч. 3 ст. 27 закона РФ от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» геологическая и иная информация о недрах, полученная недропользователем за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется им по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Исходя из содержания этих законодательных актов, только собственник информации вправе определить, на каких условиях, принадлежащая ему информация может использоваться третьими лицами, в том числе в коммерческих целях.

Согласно ст. 3 Федерального закона, информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе ограничить доступ к этой информации и установить в отношении ее режим коммерческой тайны.

Для ограничения доступа к геологической информации, недропользователь, являющийся собственником данной информации, вправе принять меры по охране конфиденциальности, которые, согласно ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне», включают в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Следовательно, только установленные собственником информации условия ее использования, включающие в себя действия определенные в ст. 10 данного закона, могут служить основанием ограничения свободного доступа всех заинтересованных лиц к этой информации.

В соответствии со ст. 13 указанного закона органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Исходя из вышеперечисленных норм права, следует, что предоставление геологической информации Территориальным фондом, являющимся ее хранителем, и использование производится с согласия недропользователя только в том случае, если эта информация в установленном порядке отнесена к информации, составляющей коммерческую тайну и иную тайну, и в отношении которой установлен режим конфиденциальности.

При необходимости получения геологической информации, в отношении которой установлен данный режим, пользователю необходимо получить письменное согласие собственника геологической информации, на доступ к ней и ее дальнейшее использование при условии сохранения конфиденциальности.

В случае если собственник не определил в явном виде специальные условия использования принадлежащей ему информации, она распространяется свободно.

 

Инженер отдела ТГФ                                    Романив С. А.