Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

О развитиии системы ООПТ Омской области

Вяткин И. А., Мухачева И. Н.

В современных условиях экономического роста, при котором осваиваются все новые территории под промышленные инфраструктурные объекты и сельское хозяйство, задача сохранения природной среды и биоразнообразия стала особенно актуальной. Медленно, но приходит понимание невозможности сохранения отдельных видов животных и растительных сообществ и самого человека без сохранения среды их обитания и всего многообразия живой природы.

Проблема сохранения биоразнообразия признается одной из важнейших мировых проблем в одном ряду с проблемой глобального потепления климата или разрушения озонового слоя. Она встраивается в общую систему экологической безопасности, которую необходимо создать в стране.

Об этом важнейшем стратегическом направлении развития России говорил на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 г. Президент РФ В. В. Путин: "Речь идет о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации" (конец цитаты). Именно поэтому наиболее эффективной мерой сохранения эндемичных, редких и исчезающих видов, уникальных и эталонных участков и природных экосистем в целом мировым сообществом признано создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Анализ правоустанавливающих документов региональных ООПТ, образованных в последней трети ХХ века, показал, что по состоянию на 1999 г. в нашей области числилось 129 ООПТ.

В ходе ревизионных работ выяснилось, что существовавшее до 2004 г. ГУПР по Омской области практически ничего из документов по ООПТ не передало вновь созданному Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Были допущены и юридические ошибки при образовании ООПТ в разное время. В целях устранения законодательного несоответствия Указом Губернатора Омской области от 10.04.2006 г. № 44 шестьдесят ООПТ регионального значения, находящиеся на землях гослесфонда области, были лишены своего статуса, хотя этот вопрос можно было решить передачей ООПТ соответствующим федеральным службам. В 2007 г. закрнодательное поле изменилось и теперь управление лесным фондом в соответствии с действующим законодательством передано субъекту РФ. Однако, вышеупомянутых 60 ООПТ в нем уже нет!

Второй существенный казус обнаружился в Постановлении Главы Администрации Омской области от 28.06.1994 г. № 305-п "О природном парке "Птичья гавань", в котором пункт 4 гласит: "Считать утратившим силу решение Омского облисполкома № 71/1 от 29.01.1979 г. "О взятии под особую охрану памятников природы".

Так, без какого-либо основания были отменены все геологические памятники природы (обнажения "Новая станица", "Карташовский яр", "Бещаул", урочище "Провал земли"), геоботанические объекты (лог "Агат", дендрологический парк Подгородного лесничества, Ачаирское тополево-ивовое естественное насаждение), гидрологические памятники природы (озера Ульжай, Эбейты).

Таким образом, из-за юридических казусов прекрасные уголки прииртышской природы, как эталонные, так и уникальные, потеряли природоохранный статус. Налицо непонимание представителей органов власти того факта, что отменить документы можно, но нельзя отменить уникальную природную сущность этих территорий. Такие нормативно-правовые акты можно принимать только после проведения учеными и специалистами различных отраслей ревизии ООПТ на местности.

По данным Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, в 2007 г. во исправление данной ситуации была подана заявка в Министерство имущественных отношений на резервирование земель, на которых располагались 60 отмененных ООПТ. Целесообразно выяснить, были ли они включены в резервные территории категории ООПТ, а также дополнить этот список еще 9 отмененными объектами.

В 2007 г. ООО "Институт Ленгипрогор" (г. Санкт-Петербург) на конкурсной основе стал исполнителем разработки документа территориального планирования "Схема планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Омской области" (заказчик Министерство строительства и ЖКК Омской области). На наш взгляд, к этой работе необходимо привлечь тех ученых и специалистов, которые не понаслышке и только по документам знают Омскую область, но уже десятилетия реально изучают Прииртышье и знают все его уголки.

Необходимо, чтобы при выполнении поставленной задачи, исполнитель руководствовался идеей о том, что формирование системы ООПТ является необходимым условием обеспечения устойчивого развития территории, акцентировал свое внимание на том, что система ООПТ призвана поддерживать общий и региональные природные балансы, сохранять природно-ресурсный потенциал и оказывать положительное влияние на моральный климат общества.

Известно, что для сохранения биоразнообразия в регионе нужен многоуровневый подход, который можно отразить следующим образом в отношении, например, лесных территорий:

  1. Малонарушенные лесные территории - крупные лесные массивы, значимые на мировом и национальном уровнях (более 50000 га);
  2. Уникальные, ранимые лесные ландшафты и экосистемы - меньшие по площади ценные экосистемы, значимые на региональном и местном уровнях (от 100 до 50000 га);
  3. Ключевые биотопы - локальные участки, имеющие особую биологическую ценность (менее 100 га).

Таким образом, для поддержания биоразнообразия на разных уровнях необходимо принимать различные меры:

- территории 1-ого уровня необходимо исключить из лесопользования путем создания ООПТ различного статуса;

- для сохранения части территорий 2-ого уровня необходимо их исключение из лесопользования путем создания ООПТ, либо особо защитных участков (ОЗУ); для других необходимо вести такие виды хозяйственной деятельности, которые будут обеспечивать сохранение существующих природных ценностей (например, рубки только в зимний период, проведение только выборочных рубок и т. д.);

- участки 3-ого уровня сохраняются путем выделения ключевых биотопов участков при планировании лесозаготовок (в виде ОЗУ) или непосредственно при отводе (выделение неэксплуатационных участков).

Внедрение предлагаемого подхода на территории Омской области в отношении создания лесных ООПТ позволит не только повысить в регионе качество исполнения федерального законодательства (Лесной Кодекс, Закон "Об охране окружающей среды") и ратифицированных Россией международных конвенций, но и укрепить конкурентоспособность российского лесного сектора на международном рынке, где "фокус конкуренции" смещается в сторону неценовых экологических факторов производства лесной продукции.

Коллектив ученых и специалистов под руководством профессора В. Н. Русакова, начиная с 2001 г., по собственной инициативе и по заказу Правительства Омской области при финансовой, интеллектуальной и технической поддержке ОмГАУ, ФГУ "ТФИ по Омской обалсти", ОмГПУ, ОРО РГО было проведено 7 геоэкологических экспедиций по изучению экологического состояния р. Иртыш, Больших Крутинских озер, природных комплексов Муромцевского, Крутинского, Тарского, Седельниковского, Нижнеомского, Горьковского районов.

В ходе экспедиций выяснилось, что в реальности абсолютное большинство региональных ООПТ бесхозны, т. е. декларированная в многочисленных статьях и книгах, документах. Система ООПТ во многом остается только на бумаге, а территории еще не деградировали по причине общего кризиса или по счастливой случайности.

Эта ситуация входит в разрез с обязательствами Российской Федерации перед международным сообществом по расширению системы ООПТ на базе принципов устойчивого развития, изложенных в документах всемирных конференций в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Иоханнесбурге (2002 г.), Конституции РФ (ст. 42), Экологической доктрине РФ и ряде других национальных документах.

В соответствии с планом ревизионных работ в 2006-2007 гг. экспедиционным отрядом было обследовано 23 ООПТ в Горьковском, Муромцевском, Нижнеомском, Седельниковском, Азовском, Черлакском, Русско-Полянском, Омском, Любинском районах. По предварительным оценкам 22 из них соответствуют статусу ООПТ. Только три (!!!) особо охраняемых территории имеют штат сотрудников и там, несмотря на огромные материально-технические трудности, виден положительный результат - реально охраняется и облагораживается территория, регулярно проводятся экологические экскурсии, есть действующий музей (ООПТ "Сад им. П.С. Комисарова").

Вместе с тем, выяснилось, что на охраняемых территориях выжжены уникальные леса в Муромцевском районе (оз. Черталы). Полностью деградировал под воздействием туристов и экологически неграмотных отдыхающих травянистый покров соснового бора оз. Ленево (угроза исчезновения бора, летом здесь ежедневно находятся до 1200 и более автомашин), вырублены массивы леса в охраняемой зоне Окунево. Огромный неуправляемый поток путешественников, в т. ч. и иностранных, направляется к небольшим озерам Муромцевского района, создавая реальную угрозу их существованию. Можно констатировать явно недостаточную управляемость процессом использования ООПТ как в Муромцевском районе, так и в целом регионе.

По итогам экспедиции в администрации МО "Муромцевский район" 23 августа 2007 г. состоялось совещание руководства и участников экспедиции, представителей администрации и природоохранных служб района, которое рекомендовало обратиться в Правительство Омской области с предложением рассмотреть вопрос о создании федерального национального парка на территории Муромцевского и других районов Омской области.

В развитие этого процесса 28.09.2007 г. состоялось расширенное заседание президиума Омского отделения РГО. На нем присутствовали представители Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерства культуры, Министерства молодежной политики, физкультуры и спорта Омской области, Филиала по Омской области ФГУ "ТФИ по СибФО". Был рассмотрен вопрос о необходимости и целесообразности создания национального природно-исторического парка "Прииртышский увал" федерального значения.

Ученые ответили на главный вопрос - предлагаемая территория уникальностью природно-исторических компонентов потенциально соответствует статусу национального парка федерального значения.

На заседании выступили около 15 человек, которые отметили, что Омский регион расположен на самой плоской в мире южной части Западно-Сибирской равнины. Предлагаемый под парк правый берег р. Иртыш представлен неповторимым Прииртышским увалом, который протянулся через степную, лесостепную и подтаежную зоны: от южной границы Омской области до р. Тары. Он характерен выразительными формами рельефа (овраги, балки, обнажения на высоких, до 50 м ярах).

Увал подвержен эрозионно-тектоническим процессам. Ряд вышеуказанных геологических обнажений правого берега Иртыша являются стратотипами, характерными только для Западной Сибири. В многочисленных логах - естественных резерватах многих видов флоры и фауны сосредоточено более трех четвертей видов краснокнижного биоразнообразия Омской области.

Кроме того, на правобережье в пределах Приртышского увала сохранились небольшие реликтовые участки настоящих черноземов. В южной подтайге (Муромцевский и Седельниковский районы) имеется широкое видовое разнообразие животного и растительного мира, характерное для средней и южной части Западной Сибири, практически все краснокнижные виды лесной зоны Омской области, часть из которых занесены в Красную книгу России и международную Красную книгу.

Не менее ценными являются гидрологические объекты, такие как лесные и пойменные озера Ленево, Шайтан, Щучье, Изюк, Кунлук, участки рек Иртыш, Тара, Уй и их притоки.

В настоящее время самыми популярными в туристско-рекреационном отношении являются озера и окрестности д. Окунево Муромцевского района (религиозный туризм и паломничество). К особо ценным объектам относятся боровые сосновые леса, характерные для Муромцевского района.

Уникальными являются на Прииртышском увале более 800 археологических памятников, которые требуют охраны и изучения. По увалу проходила в XVIII-XIX веках Иртышская укрепленная линия и Московско-Сибирский тракт, следы которых сохранились по сей день. Часть интересных объектов природы, истории и археологии, расположенные на левобережной пойме Иртыша в Большереченском районе (урочище Батаково) могут быть также включены в национальный парк, создав единый комплекс обоих берегов долины Иртыша.

Не менее интересна и этнографическая составляющая территории предполагаемого парка. Здесь проживают представители десятков национальностей. Их культура, быт, традиционные обряды и кухня могут быть вовлечены и использованы для экскурсионно-познавательных и рекреационных целей, что приведет к подъему сельской экономики.

Члены Омского регионального отделения РГО единодушно считают, что все компоненты природно-исторического комплекса, расположенного на Прииртышском увале и тяготеющих к нему охраняемых территориях регионального значения (около 40 ООПТ), историко-археологические памятники (около 900), наличие многих этнографических объектов позволяют начать планомерную работу по созданию полноценного природно-исторического парка федерального значения "Прииртышский Увал".

К тому же заповедников и национальных парков федерального значения в подтаежной и лесостепной зоне Западной Сибири нет и здесь важна инициатива нашего региона. Именно объект Федерации должен по законодательству принять на себя бремя создания ТЭО нацпарка и внести в установленном порядке пакет документов в МПР России и Правительство РФ.

На основании вышеизложенного, члены ОРО РГО, ученые и специалисты разных организаций предлагают Губернатору и Правительству Омской области рассмотреть вопрос о реализации проекта по созданию федерального национального природно-исторического парка "Прииртышский увал" в 2008-2010 годах, а в последующем - национального парка или заповедника "Озера Курумбельской степи", где сосредоточены многие краснокнижные виды растений и птиц российского и международного уровня.

На наш взгляд, создание ООПТ федерального уровня позволит коренным образом улучшить экологическое воспитание населения области, поднять на государственный уровень работу по управлению ООПТ, содержать за счет федерального бюджета около 40 ООПТ регионального значения, которые могут войти в состав территории нацпарка, создать дополнительные рабочие места, развить инфраструктуру территории сельских районов, эффективно использовать рекреационные ресурсы и качественно развивать туристско-экскурсионное дело. Все это, несомненно, будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Муромцевского, Нижнеомского, Горьковского, Большереченского, Седельниковского и Черлакского районов Омской области.

На наш взгляд, развитие и совершенствование системы сохранения биоразнообразия на территория Омской области должно быть продолжено на постоянной основе и планироваться в несколько этапов:


I этап - 2008-2009 гг.

  1. Завершение полевой и документальной ревизии всех ООПТ Омской области (в том числе отмененных из-за юридических несоответствий с действующим федеральным законодательством), создание соответствующей информационной системы.
  2. Приведение в соответствие с действующим законодательством пакета документов (разрешительных, земельных, охранных и т.д.) по каждой ООПТ с изменением их статуса согласно научно обоснованных рекомендаций.
  3. Обоснование создания федеральных национальных парков "Прииртышский Увал" и "Озера Курумбельской степи" в соответствии с утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области управления ООПТ федерального уровня порядком, разработка и предоставление органами исполнительной власти Омской области проектов организации вышеназванных национальных парков в МПР России и Правительство России для рассмотрения и утверждения.

II этап - 2009-2012 гг.

  1. Создание и становление реальной службы эксплуатации и охраны ООПТ, содействие сопутствующему и обеспечивающему их деятельность бизнесу, общественным организациям и инициативам, образовательным учреждениям.
  2. Включение организованной многоуровневой системы ООПТ Омской области в общероссийскую и мировую систему сохранения природных ресурсов и биоразнообразия, участие в общероссийских и международных проектах, развитие данной системы как одной из главных элементов экологически безопасного устойчивого развития региона, важной составляющей отрасли науки, образования, лесного хозяйства, туризма и рекреации.

Для реализации этой стратегической задачи необходимо создать постоянно действующую межведомственную комиссию по ООПТ при Координационном Совете по природопользованию и охране окружающей среды Правительства Омской области, членами которой должны быть представители от Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерства строительства и ЖКК, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерства здравоохранения Омской области, представители территориальных органов федеральных агентств и служб, подведомственных МПР России, Филиала по Омской области ФГУ "ТФИ по СибФО", ученые омских ВУЗов, общественных экологических организаций и т. д.

Задачей комиссии была бы координация усилий всех заинтересованных сторон в области организации, охраны и функционирования ООПТ в целях сохранения на территории Омской области уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных геологических и гидрологических природных образований, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, формирования экологической культуры и образования населения.