Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

IV Международная конференция "Реки Сибири"

Экологические проблемы рек Омской области и пути их решения

В. Л. Белова, И. А. Вяткин


Иртыш - один из самых крупных водотоков, расположенных на территории Западной Сибири. Река является источником сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения, транспортной магистралью, используется для рыбного промысла. Среди рек России Иртыш занимает третье место по длине и пятое место по площади водосбора.

Иртыш, протекая в пределах Омской области, на протяжении 1132-х километров, проходит через несколько географических зон, приобретает черты равнинной реки и имеет незначительный уклон русла.

По территории Омского Прииртышья протекает более 4000 рек. Отличительной особенностью речной сети является слабая ее разветвленность и неравномерное распределение. В северной части области достаточно густая речная сеть, в южных районах речная сеть практически отсутствует. Реки Омской области относятся к типу равнинных. Они имеют преимущественно снеговое питание и по характеру распределения внутригодового стока относятся к рекам с выраженным весенним половодьем.

Наиболее крупным притоком Иртыша является р. Омь. Вода р. Оми отличается от иртышской высокой минерализацией и повышенной жесткостью. Она используется для технического и сельскохозяйственного водоснабжения 4-х районов области, пригодна для питья только после обеззараживания и кипячения.

В северной части области Иртыш принимает притоки Уй, Туй, Ишим, Оша, Шиш, Тара. Уй, Шиш, Туй, Оша - таежные реки, медленно текущие в невысоких, заросших лесом берегах.

Правым притоком р. Иртыша является р. Тара, самая глубокая из этих рек. Её притоки: Нижняя Тунгуска, Верхняя Тунгуска, Бергамак, Майзас, Чека, Большая Ича, также имеются ряд мелких притоков, которые летом пересыхают и становятся едва заметными ручейками.

Река Оша, имевшая в недалёком прошлом ширину до 50 метров и изобиловавшая рыбой, сейчас в среднем и верхнем течении имеет ширину 5-15 метров и сильно загрязнена сельскохозяйственными стоками и бытовыми отходами.

На площади водосбора р. Иртыш находится множество малых рек. К ним относятся Артынка, Ава, Бызовка, Нюхоловка, Ибейка, Тевриз, Саргатка и др.

Малые реки нашего края уже давно находятся под угрозой исчезновения. Огромное воздействие на них оказывает антропогенная деятельность на площади водосбора (вырубка лесов, строительство запруд, осушение болот). Выжигание болотной растительности приводит к уменьшению болотного питания малых рек. Отрицательное влияние на малые реки оказывает перегораживание их плохо сконструированными плотинами. Это способствует процессам заиливания и загрязнения водотоков.

Омская область является одним из многих регионов страны, где продолжает оставаться нерешенной проблема загрязнения водных ресурсов, водоохранных зон и водосборных бассейнов.

Протекающие по территории региона реки загрязняются сточными водами промышленных предприятий, сельскохозяйственных комплексов, хозяйственно-бытовыми стоками. Загрязнению Иртыша и его притоков способствует практически полное отсутствие у сельских населенных пунктов систем водоочистки и канализаций. Многие, за исключением некоторых районных центров, притоки Иртыша находятся сегодня в критической экологической ситуации.

В большинстве пунктов наблюдений вода в реках характеризуется 4-м классом качества как "грязная". Основными веществами, загрязняющими воды рек бассейна р. Иртыша, остаются нефтепродукты, фенолы, соединения азота, меди, марганца, органические вещества.

Одной из основных причин, способствующих загрязнению водных ресурсов, является массовая застройка водоохранных зон, и прежде всего, их прибрежных защитных полос.

Значительный ущерб рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических и минеральных загрязнений, а также смыва почвы в результате водной эрозии в весенне-летний период.

Водоохранная зона - это территория, выделяемая для охраны вод от загрязнения, на которой запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

С точки зрения экологов такая зона относится к числу так называемых средообразующих территорий, т. е. охраняемых территорий, предназначенных для ограничений или запрещения эксплуатации природных ресурсов. Установление и соблюдение режима охраны водоохранных зон является важнейшим мероприятием по регулированию и поддержанию благоприятного режима поверхностных водоёмов и рек. Новый Водный кодекс России, вступивший в силу с 1 января 2007 года, в частности, разрешает строительство жилых домов, других строений и производств в водоохранных зонах при условии, что они имеют очистные сооружения.

Таким образом, с 1 января 2007 года все многообразие строений, имеющихся на берегу наших многострадальных рек, будет с одной стороны узаконено, как объекты недвижимости, а с другой, так как у большинства нет очистных сооружений, окажется вне закона. Здесь мы имеем налицо противоречие целей и юридический нонсенс, который приведет к конфликту общих и частных интересов.

Одновременно в Водном кодексе РФ указывается, что ни при каких условиях не может застраиваться береговая полоса шириной 20 метров (кроме портов), она не может быть приватизирована и является общедоступной.

Во исполнении федерального законодательства 10 октября 2007 г депутаты Омского Горсовета в первом чтении приняли правила использования водных объектов, расположенных в Омске, для личных и бытовых нужд.

Каждый человек вправе передвигаться и пребывать на береговой полосе, заниматься любительским и спортивным рыболовством, причаливать на плавсредствах. Запрещается загрязнять и засорять водные объекты, сваливать бытовые и строительные отходы. Нельзя применять минеральные, органические удобрения, ядохимикаты. Также нельзя заправлять топливом, мыть и ремонтировать автомобили и другие механизмы.

Мэрия Омска планирует установить вдоль берегов рек и водоёмов в черте города специальные информационные знаки. Теперь необходимо эти правила воплотить в жизнь.

Кроме того, согласно Генерального плана развития г. Омска, предусмотрено:

1. Берегоукрепление, реконструкцию и строительство набережных осуществлять на основе прогнозных расчётов на допустимость изменения русловых процессов, с учётом материалов обследований и моделирования.

2. Произвести ревизию имеющихся водовыпусков и промсбросов в водные объекты, осуществить их упорядочение и регламентирование, обязать всех балансодержателей обеспечить очистными сооружениями. Ликвидировать "бесхозные" коллектора.

3. Повысить рекреационную функцию набережных. Сформировать речной фасад города с учётом водоохранных ограничений и экологической значимости. Исключить чрезмерное уплотнение и стеснение застройкой береговых зон, сформировать вдоль рек и водоёмов систему озеленённых и благоустроенных зон (широких полос) отдыха, обеспечить общую доступность для горожан. Однако, последнее правило на практике нарушается.

В Омской области в 80-е годы прошлого века зародилось и достаточно успешно развивается общественное экологическое движение "Чистая вода Прииртышья". В течение 2003-2007 гг. ФГУ "ТФИ по Омской области" совместно с Омскими региональными отделениями РГО и РосГео, ОмГАУ, ОмГПУ, студентами Омских и Томских вузов были проведены геоэкологические экспедиции по территории Омской области, в результате которых была получена новая мониторинговая информация о состоянии водных объектов.

Во время всех экспедиционных работ установлено, что экологическое состояние подавляющего большинства рек, притоков и озер региона неудовлетворительное. Берега их часто захламлены бытовыми и прочими отходами антропогенной деятельности, производится хаотичный выпас скота, вырубка леса в прибрежных полосах. Все это приводит к загрязнению и заилению водных объектов Омской области продуктами твердого стока, ухудшению качества воды, сокращению рыбных запасов, снижению водности и к ухудшению общего экологического состояния территорий.

Исходя из вышесказанного, существует острая необходимость проектирования и поэтапной скорейшей реализации водоохранных мероприятий на всей территории Омской области.

Кроме того, одной из крупных нерешенных проблем для Иртыша является незаконная добыча песка со дна реки, которую ведут многие организации. Все это скоро может привести Иртыш к экологическому бедствию. В результате активной хозяйственной деятельности, связанной с безвозвратной добычей и реализацией песка Иртыш подходит ближе к правому коренному берегу, сильно разрушая его. Это приведет неизбежно к огромным затратам на берегоукрепление в дальнейшем, которое можно бы было минимизировать.

В 70-е годы XX века бесконтрольная добыча песка в черте города Омска на строительные нужды, дноуглубительные работы на перекатах привели к интенсивному снижению отметок уровней и дна реки на этом участке. В неудовлетворительных условиях эксплуатации оказались водозаборы коммунального и технического водоснабжения, выпуски сточных вод, дюкерные переходы, набережные, причальные сооружения речного порта.

В целях упорядочения хозяйственного использования и предотвращения дальнейшего снижения уровней воды р. Иртыша у г. Омска с 1985 года запрещена безвозвратная добыча песка из русла Иртыша на участке от д. Новая Станица до пос. Береговой, а с 1986 года - от с. Усть-Заостровка до пос. Чернолучье.

В настоящее время строительный песок в русле реки Иртыша в этом районе вновь добывается практически бесконтрольно. При этом организации, не имеющие лицензии на этот вид деятельности, предпочитают добывать песок в 50-километровой водоохранной зоне Омска. Выгода большая. Это короткое транспортное плечо, низкие затраты на работы, неуплата налогов.

В Правительстве Омской области разработана программа контроля за добычей песка в русле реки Иртыша. Отныне лицензии на право его добычи власти намерены реализовывать на открытых аукционах, чтобы вытеснить с рынка нелегально работающих предпринимателей и повысить качество песка. Бороться с незаконной добычей песка контролирующие органы намерены совместно с природоохранной прокуратурой в судебном порядке.

Для обеспечения оптимального уровенного режима р. Иртыш и нормальной работы водозаборных сооружений и судоходства потребуется осуществление специальных гидротехнических мероприятий, исключая неконтролируемые дноуглубительные работы.

Как отмечалось ранее, правый берег Иртыша в пределах Омской области подвержен разрушению и деформациям. Особенно в зоне негативного воздействия оказались населенные пункты р.ц Черлак, пригороды г. Омска, Большеречье, Тара, Тевриз и с. Усть-Ишим. Берегоукрепление проводится в Черлакском, Усть-Ишимском и Большереченском районах, но их темпы и объемы крайне недостаточны.

В 2006-2007 годах выполнены работы по берегоукреплению левого берега р. Иртыш в районе больничного комплекса в р. п. Большеречье. Выполнение берегоукрепительных работ было вызвано необходимостью предотвратить опасность обрушения ослабленного участка крутого берега Иртыша (высотой 14-16 м) с расположенными на нем жилыми и административными зданиями вследствие его интенсивного размыва (до 3 м в год). Проектом предусматривалось выполнить берегоукрепительное сооружение полуоткосного профиля общей длиной 200 м по линии регулирования.

Затраты по выполнению работ на строительстве объекта составили в 2006 г 47914,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 47314,0 тыс. рублей. Средства областного бюджета составили 600,0 тыс. рублей. Фактически это единственный пока положительный пример грамотного берегоукрепления в сельских районах области.

Ситуация по разрушению береговой полосы реки Оми в границах Нижне-Омского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов аналогична.

В 2007 году на охрану вод и восстановление водных объектов было выделено 344,186 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета 1,979 млн. руб., инвестиций предприятий 342,208 млн. руб., из областного бюджета ничего не выделено, освоено всего 394,859 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета 1,978 млн. руб., инвестиций предприятий 392,881 млн. руб.

В заключении следует отметить, что для улучшения состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской области необходимо проведение ряда мероприятий:

I. По улучшению гидрохимического состояния водных объектов:

  1. Повышение эффективности работы действующих очистных сооружений;
  2. Строительство новых очистных сооружений на промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектах;
  3. Снижение фактического сброса загрязняющих веществ до установленных нормативов ПДС или ниже их;
  4. Разработка программ по восстановлению водных объектов федерального, регионального и муниципального уровня.

II. По снижению антропогенного влияния на водные объекты:

  1. Проведение профилактических работ по предупреждению аварийных ситуаций на водных объектах, водохозяйственных системах и сооружениях;
  2. Создание систем мониторинга для раннего обнаружения экстремального загрязнения водных объектов при техногенных авариях в целях своевременного отключения водозаборных сооружений питьевого водоснабжения населения;
  3. Уменьшение объемов забираемой и сбрасываемой воды за счет внедрения водосберегающих технологий.

III. По развитию аналитических работ:

  1. Расширение лабораторной базы государственных органов и научных учреждений;
  2. Обеспечение их необходимым оборудованием и приборами, методиками определения ингредиентов в водной среде.

IV. Кроме того, необходимо развивать (создавать) систему государственного и общественного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, проводить работы по разработке водохозяйственных балансов, по лицензированию водопользования, установлению лимитов водопотребления и водоотведения, по внедрению программных средств и геоинформационных технологий, обеспечивающих создание и ведение банков цифровой водохозяйственной информации, необходимой для информационной поддержки принятия управленческих решений органами власти всех уровней.

V. Необходимо повысить промышленную и экологическую безопасность действующих и проектируемых объектов, коренным образом улучшить состояние водоохранных зон; значительно повысить требовательность госорганов водного надзора и контроля к устранению нарушений хозяйственными организациями природоохранного законодательства. Для координации усилий всех заинтересованных сторон, всех ветвей власти, водопользователей, ученых и общественности и поэтапного программно-целевого подхода решения острейших водных проблем необходимо наконец создать Бассейновый совет в регионе согласно положений Водного Кодекса России.