Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

Детско-юношеское геологическое движение (ДЮГД) является важнейшей составной ча­стью воспитания молодежи, первым шагом в длительном процессе подготовки кадров для гео­логической отрасли. Оно осуществляется в рамках реализации концепции геологического обра­зования в России и включает проблематику дополнительного детско-юношеского образования в сфере разделов естествознания, охватывающих комплекс наук о Земле, а также исходит из общих задач, стоящих перед минерально-сырьевым комплексом России.

ДЮГД в России начало формироваться в 30-е гг. XX в. как форма привлечения школьни­ков к сбору сведений о минералах и породах родного края, его полезных ископаемых. Анало­гичная работа в свое время была начата М. В. Ломоносовым. По заданию академика детьми был проведен массовый сбор образцов горных пород по всей Российской империи. Михаил Ва­сильевич со своими помощниками определил находки, нанес их на карту. Так была собрана и создана первая коллекция минералов, руд, горных пород страны, которая легла в основу зна­менитого музея Горного института в Санкт-Петербурге. Вслед за находками организовались экспедиции, открывались месторождения полезных ископаемых, строились рудники, шахты, поселки, города.

В трудные для геологии времена 1930-х гг., когда большинство профессиональных геологов мигрировали за рубеж, опыт Ломоносова повторился. По просьбе правительства в «поле» ухо­дили отряды юных геологов с заданиями от геологических организаций. Геологические отряды собирали образцы минералов и горных пород, документировали их с привязкой к местонахож­дению и условиям залегания. Выявлялись сотни проявлений полезных ископаемых. В конеч­ном итоге детские находки превращались в месторождения полезных ископаемых. Особое раз­витие ДЮГД получило на Урале, северо-западе России, Кемеровской области. Участники ДЮГД позднее становились студентами геологических техникумов, вузов, в конечном итоге профес­сионалами-геологами.

В большинстве внешкольных учреждений (домах пионеров, станциях юных туристов, юных натуралистов) открываются кружки юных геологов, которые занимаются по учебным програм­мам в течение учебного года, в летние каникулы организуются геологические походы по вы­полнению заданий геологических организаций. Таким образом, юные геологи осваивали мето­дику описания горных пород и минералов, чтение карт, ориентирование на местности, описа­ние геологических обнажений, сбор образцов, владение горным компасом. Помимо перечис­ленного, юные геологи осваивали навыки организации бивуака, правила техники безопасности, ведение полевых дневников. Итогом работы за год становились: коллекция минералов и пород, описание полевых наблюдений, составление отчета, фотостенды (фотогазеты).

Первые детские геологические объединения в Омске действовали при Областном крае­ведческом музее (П. Л. Драверт, С. Р. Лаптев), на станции туристов (В. И. Мороз) и ряде школ города Омска [4, 461 с.]. Основными видами работ в 30–50-е гг. XX в. были: описание геологических обнажений, сбор горных пород в долинах рек, особое внимание уделялось сбору и определению палеонто­логических находок мамонтовой фауны, остатков древних растений. Заметных успехов в по­следних достигли юные палеонтологи В. И. Мороза, которые поддерживали связь с учеными СО РАН (г. Новосибирск), Казахской АН, Москвы и Ленинграда. В 1950–60-е гг. в Омском При­иртышье появляются летние полевые лагеря. Они действуют в окрестностях с. Екатериненская Тарского района, с. Лежанка Горьковского района.

В конце 1960-х гг. возникает геологическое объединение школьников (факультатив по гео­логии) в средней школе № 105 г. Омска, которым руководил Ф. И. Новиков. Под его руково­дством с 1978-го по 1992 г. действует детско-юношеское геологическое объединение в городском Дворце пионеров, которому в середине 1980-х гг. было присвоено название юношеской геологической партии. Помимо освоения членами этого коллектива основ геологии, навыков полевых работ, много внимания уделяется изучению геоэкологических проблем на территории Омской области, обследованию овражной сети и экологического состояния малых рек, выявле­нию случаев нарушения природоохранного законодательства. Юношеской геологической пар­тии Дворца пионеров г. Омска принадлежит организация и проведение широкомасштабной экологической экспедиции «Чистые реки детства». Она была поддержана Омским областным советом ВООП, газетой «Омска правда». По итогам обследования малых рек чистились водоохранные зоны водотоков и водоемов, выносились скотомогильники и летние животноводче­ские площадки, силосные ямы и траншеи, озеленялись берега и т. д.

Следует отметить, что в педагогическом и методическом арсенале появились новые фор­мы организации геологического образования и экологического воспитания. Результаты учебно-исследовательской деятельности юных геологов представляются на конференциях Научного общества учащихся, в летних и зимних школах НОУ создаются геологические секции, предста­вители ДЮГД области начинают активно участвовать во Всесибирских олимпиадах (г. Ново­сибирск), систематически юные геологи выезжают в Свердловск, Новосибирск, Томск, Миасс, где встречаются с учеными, геологами, преподавателями учебных заведений, знакомятся с гео­логическими профессиями. Регулярно проводятся геологические практики с кружковцами.

В условиях Омска в 70–90-е гг. юным геологам постоянную научно-методическую и прак­тическую помощь оказывали председатель Омского отдела Географического общества СССР, доктор географических наук, профессор Д. Н. Фиалков, заведующая кафедрой географии ОмГПИ им. А. М. Горького, доцент, кандидат геолого-минералогических наук В. И. Смирнова, доцент, кандидат геолого-минералогических наук А. А. Кожухарь, кандидат геолого-минералогических наук В. В. Туманцев. Вся эта многогранная работа имела свой практический результат, более 50 выпускников юношеской геологической партии городского Дворца пионеров стали студен­тами, а затем специалистами в области геологии, географии, экологии, краеведения.

В 2000 г. в ДЮГД Омской области наметились позитивные перемены. Они возникли с созданием в Омске ФГУ «Омский территориальный фонд геологической информа­ции» («ОТФГИ»), куда пришли работать бывшие юные геологи Дворца пионеров, получившие затем образование в Томском государственном университете, Омском педагогическом инсти­туте, Миасском геолого-разведочном техникуме. Директором ФГУ стал И. А. Вяткин, замести­телем директора – В. В. Туманцев, начальником отдела – О. Б. Сербинович, специалистами – Е. П. Примаков, В. Ф. Смирнов, А. В. Гнеушев, начальником отдела территориального геоло­гического фонда стал Ф. И. Новиков. В этот же год было создано Омское отделение Российско­го геологического общества. Обе организации стали центром поддержки ДЮГД Омской облас­ти. ДЮГД поддерживали Главное управление образования администрации Омской области (А. В. Ткалинев), Комитет природных ресурсов по Омской области (А. А. Файков), Омское отделение общественной организации «Русское географическое общество» (В. С. Баженов), ФГУ «ОТФГИ» (И. А. Вяткин).

ФГУ «ОТФГИ» было разработано «Временное положение об Омском областном Совете по детско-юношескому геологическому движению», согласованное со всеми заинтересованными органами; сформирован состав Совета, который координировал деятельность ДЮГД Омской области.

Благодаря усилиям Совета по ДЮГД детско-юношеские геологические объединения бы­ли созданы в МОУ «СОШ № 2» г. Калачинска (клуб "КАЮГ", Л. М. Плащенко), Кормиловском МОУ ДОД «Дом детского творчества» (А. А. Соковикова), МОУ «Красноярская СОШ» (С. В. Дубровина), МОУ «Ивановская СОШ» Калачинского района (Л. А. Бутенко), МОУ «Междуреченская СОШ» Тарского района. Количество занимающихся в детских геологических объединениях прибли­жается к 150. Современные объединения выгодно отличаются от предыдущих наличием совре­менных учебных программ, учебно-консультационного центра и наличия в нем геолога-наставника опытного профессионального геолога И. П. Антонюк. Здесь же сосредоточено большое количество учебной, популярной и научной литературы, учебной и научной коллекции мине­ралов и пород, образцов полезных ископаемых Омской области и сосредоточено более 600 на­учно-исследовательских работ, выполненных юными геологами, можно получить консульта­цию по любой геологической дисциплине.

Традицией стало проведение областных олимпиад юных геологов, участие в Сибирской олимпиаде, интернет-олимпиадах, очных олимпиадах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатерин­бурга, Перми. Один раз в два года команда от Омска участвует в полевой олимпиаде юных гео­логов России. Помимо этого, для юных геологов проводят общие собрания по итогам года, зимние школы, многочисленные встречи с учеными, геологами.

Руководители детско-юношеских объединений имеют доступ к научно-методической ли­тературе геологического содержания, участвуют во всероссийских конференциях и семинарах, часто выступают на региональных научно-практических конференциях с опытом работы, уча­ствуют в конкурсах методических материалов.

Достигнув определенных результатов, ДЮГД Омской области испытывает ряд трудно­стей в своем развитии. Прежде всего, отсутствует система подготовки и переподготовки педа­гогических кадров. Крайне слаба в коллективах материальная база (полевое снаряжение, при­борная база и т. д.).

В большинстве объединений недостаточно средств для проведения полевых работ для участия в мероприятиях за пределами г. Омска, хотя справедливости ради следует отметить, что фонд часов за последний год удвоился, сеть геологических кружков в области увеличилась.

В области в сфере образования окончательно обозначен единый организационно-методический центр, им стал ГОУ ДОДОД «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения».

Внимание к ДЮГД должно быть достойнее, поскольку это одно из перспективных практико-ориентированных форм геологического образования и неразрывного с ним экологическо­го воспитания обучающихся. Омская область испытывает острый дефицит в геологах, наблю­дается старение и уход из отрасли специалистов, поэтому профориентация на геологические профессии – дело государственной важности.

В последнее десятилетие благодаря ДЮГД его участники поступают в вузы Новосибир­ска, Томска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Перми, Омска, где имеются геологические, географи­ческие факультеты. Пришло время, когда необходимо открыть в одном из вузов Омское отде­ление геологии и недропользования.

Организаторы ДЮГД в Омской области подготовили ряд книг, которые активно использу­ются юными геологами, их наставниками в образовательно-воспитательном процессе: «Спутник юного геолога» [1], «Чистые реки детства», «Это наша судьба, это наши дороги...» [2], «Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья», «Люди и недра». История геологического изучения и освоения недр территории Омской области» [3].

Литература:

  1. Спутник юного геолога. - Омск: Издательский дом «Наука», 2006. – 214 с.
  2. Это наша судьба, это наши дороги... - Омск: Полиграф, 2003. – 461 с.
  3. Люди и недра. История геологического изучения и освоения недр территории Омской области. – Омск: Кн. изд-во, 2011. – 684 с.: ил.

Ф. И. Новиков,

Омский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», Омское региональное отделение общественной организации «Российское геологическое общество»