Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image

Вопрос о реальном учете и необходимости ликвидации бесхозяйных водозаборных скважин на территории Омской области остается одним из самых актуальных на протяжении ряда лет, так как подобные скважины являются потенциальным источником загрязнения подземных вод, а также спорными объектами недропользования с неясным статусом.

Управление по недропользованию по Омской области, Омский филиал ФБУ «ТФГИ по СФО», ТЦ ГМСН в своих обращениях к органам исполнительной власти Омской области неоднократно настаивали на необходимости и актуальности оперативного проведения инвентаризации (ревизии) буровых на воду скважин с проведением комплекса мероприятий по их маркировке на местности, передаче на баланс юридическим лицам и ликвидации бесхозяйных скважин.

Соответствующие решения принимались на уровне Правительства Омской области. Так, пунктом 2.3 Протокола № 14 заседания Совета безопасности Омской области от 18.05.2006 г. было предписано проведение сплошной инвентаризации существующих буровых на воду скважин региона, определение необходимости их сохранения или ликвидации. Однако реальные сдвиги в этом направлении незначительны, т. к. средств на эти цели специализированным организациям не выделено ни из каких источников финансирования.

В период с 2004 по 2010 гг. в Омской области действовала областная целевая программа «Геологическое изучение, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рациональное использование недр на территории Омской области» на 2004–2010 годы, в которую был включен объект «Консервация и ликвидация скважин нижне-верхнемелового водоносного комплекса Омской области». Программа предполагала ликвидацию самоизливающихся скважин на юге Омской области. В 2005 году было ликвидировано 4 скважины, после чего финансирование объекта из областного бюджета прекратилось.

Пункт о необходимости ликвидации бесхозяйных самоизливающихся скважин был включён в «Схему территориального планирования Омской области», утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 19.08.2009 г. № 156-п (подраздел 2.4 «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Омской области»), но, к сожалению, никаких конкретных мероприятий и финансирования запланировано не было.

В апреле 2011 года в Омской области была предпринята попытка провести инвентаризацию водозаборных скважин силами муниципальных районов и органов местного самоуправления.

Управлением по недропользованию по Омской области, по инициативе Омского филиала ФБУ «ТФГИ по СибФО», в адрес администраций муниципальных районов, были направлены письма с предложением провести инвентаризацию скважин с целью получения современной информации о скважинном хозяйстве области, с уточнением месторасположения скважин, координат, определением их современного состояния (действующая, недействующая, ликвидирована) и владельца (балансодержателя), увязав эту работу с подготовкой материалов для раздела «Водоснабжение» схем районных планировок, которые должны быть выполнены муниципальными образованиями до 2013 г.

Итоговыми документами должны были стать разработанные по определенной форме акты с уточненным перечнем скважин на территории каждого поселения, указанием их технического состояния (особое внимание обращалось на скважины, расположенные на заброшенных фермах, летних площадках для выпаса скота), владельцев и лицензий на добычу подземных вод из этих скважин либо указание пользователей, осуществляющих самовольную эксплуатацию объектов водозабора из подземных горизонтов.

К сожалению, попытка провести обследование эксплуатационных скважин на воду силами муниципальных образований не увенчалась успехом.

К декабрю 2011 года были получены ответы от 18 муниципальных районов Омской области и администрации города Омска. По результатам аналитической обработки полученного материала можно сделать вывод о том, что фактическое обследование скважин на местности проведено только на территории Москаленского района (глава муниципального образования В.А. Ермолаев).

Администрации Большеуковского, Горьковского, Знаменского, Колосовского, Любинского, Муромцевского, Нижнеомского, Оконешниковского, Полтавского, Русско-Полянского, Саргатского, Таврического, Тюкалинского, Усть-Ишимского муниципальных районов не сочли нужным не только провести мероприятия по обследованию скважин на территории района, но даже ответить на обращение территориального органа управления государственным фондом недр (Омскнедра).

Полученный результат частично можно объяснить объективными финансовыми и кадровыми причинами (отсутствие в районах незапланированных денежных средств на автотранспорт и ГСМ, специалистов, владеющих современными ГИС и IT технологиями, программного и технического обеспечения и достаточной мощности ПЭВМ), частично – субъективными (несоблюдение федерального законодательства в сфере обмена информацией).

Однако главная причина, на наш взгляд, состоит в том, что административный способ решения поставленной задачи изначально был малоэффективным. Работы по инвентаризации скважин, а тем более по выявлению и поэтапной ликвидации бесхозяйных водозаборных скважин на территории Омской области, должны проводиться только на основе государственного задания и финансирования данных работ Правительством Омской области. Исполнителем работ станет одна из специализированных организаций, выигравшая соответствующий аукцион (тендер).

По оценке Омского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» на 01.06.2012 г. количество скважин, по которым отсутствует информация об их владельцах (пользователях), составляет 3 568. В эту категорию отнесены:

а) не ликвидированные скважины из прекращенных лицензий на право пользования недрами, на которые новые лицензии оформлены не были, нынешние владельцы (пользователи) не известны;

б) скважины, которые никогда не лицензировались и по которым в течение многих лет, зачастую с момента бурения, отсутствует информация об их состоянии и использовании;

в) скважины, которым в результате обследования присвоен статус "бесхозяйные".

Такое большое количество объектов, владельцы (пользователи) которых не известны, требует быстрого реагирования и принятия конкретных решений со стороны органов государственной власти всех уровней. Продолжительное уклонение от финансирования работ по сплошной инвентаризации скважин со стороны региональной и федеральной власти, отсутствие региональной программы по ее решению может привести ситуацию к критической, в отдельных случаях – к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с водоснабжением населения или объектов экологии области.

Следует особо отметить, что в области отсутствует должная координация и обмен информацией о планируемых и проведенных работах по данному вопросу между органами государственной власти федерального, регионального, местного уровней и организациями, на федеральном уровне обеспечивающими информационное сопровождение и отчетность по состоянию скважинного хозяйства.

Несмотря на то, что, в целом, сбор сведений о состоянии скважинного хозяйства по информации, предоставленной администрациями районов области, не принес ожидаемых результатов, следует отметить несколько положительных моментов её проведения.

1. Администрация каждого муниципального района в настоящий момент имеет данные о наличии и состоянии скважин на подведомственной ей территории, содержащиеся в базе данных Омского филиала и, при желании, может продолжить и наладить работу по выявлению незарегистрированных скважин на воду, установлению лиц, самовольно осуществляющих добычу подземных вод, сбору сведений о состоянии скважин и передачи их на баланс юридических лиц совместно с федеральными органами исполнительной власти.

2. По результатам обследований, частично проведённых в 2011 году на территории муниципальных районов, специалистами Омского филиала обработано 148 документов, полученных от администраций муниципальных районов Омской области (письма, акты обследования и т.д.). Проанализирована информация по 2209 скважинам. Установлено, что 104 скважины из числа тех, сведения о состоянии которых в Омском филиале отсутствовали, ликвидированы, однако, акты на ликвидацию предоставлены лишь в отношении 21 скважины. Выявлены 15 скважин, ранее не зарегистрированных в БД "Кадастр буровых на воду скважин".

Обработка полученных сведений была весьма своевременна. В 2011-м – начале 2012 года в Омский филиал поступил ряд запросов от органов исполнительной власти Омской области, а также от некоторых подрядных организаций, привлекаемых для разработки проектов групповых водопроводов о состоянии скважинного хозяйства на территории Омской области.

Так, например, Филиалу «Гидрогеологической экспедиции 15 района» в 2011 году были предоставлены материалы по состоянию эксплуатационных скважин на воду, расположенных на территории 13 муниципальных районов. В 2012 году с просьбой о предоставлении такой информации в Омский филиал обращались Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и КУ Омской области «Дирекция водоснабжения».

Необходимость проведения мероприятий по актуализации данных по водозаборным скважинам в ближайшее время, по мнению специалистов Омского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу», достаточно очевидна. В Омской области разрабатывается Генеральная схема водоснабжения и водоотведения Омской области, предусматривающая строительство в 11 районах локальных систем водоснабжения за счет подземных источников. Реализация схемы позволит обеспечить до 90% сельских населенных пунктов водопроводной водой нормативного качества. Генеральная схема водоснабжения должна быть принята в 2012 году, завершение комплекса работ планируется на 2020 год.

Логично предположить, что для разработки такого крупномасштабного проекта (на реализацию мероприятий Генеральной схемы водоснабжения потребуется более 20 млрд рублей), необходимо иметь исчерпывающую информацию о состоянии скважинного хозяйства области, качественных характеристиках воды, добываемой из скважин, их техническом состоянии.

В связи с этим, в составе проектных работ Схемы необходимо запланировать средства на проведение поэтапной ревизии скважинного хозяйства на территории области.

Этот вопрос относится не только к сфере водоснабжения, но и к обеспечению экологической безопасности и охраны недр, сохранения здоровья и безопасности населения.

В заключение, хочется обратить внимание Правительства Омской области на положительный опыт решения аналогичных проблем в соседних регионах РФ.

Ярким примером последовательных, целенаправленных действий в вопросе наведения порядка в скважинном хозяйстве региона и ликвидации бесхозяйных скважин является деятельность Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2011–2013 годы» в соседнем регионе запланирована ликвидация 900 бесхозяйных водозаборных скважин в течение 2011–2013 годов (примерно по 300 скважин ежегодно).

По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2011 году», открытых интернет-источников, в том числе документации об открытых аукционах Новосибирской области, в 2009–2011 гг. (на 01.01.2012 года) ликвидированы (законсервированы) бесхозяйные скважины в количестве 457 шт. в полном объеме в пяти районах и частично – в шестом районе, Расходы средств областного бюджета в 2011 году составили 13,5 млн руб. В 2012 г. объявлены еще два аукциона на ликвидацию 520 скважин общей стоимостью 19,3 млн руб.

Работы по ликвидации бесхозяйных скважин проводит омская организация – ООО «Омская геологоразведочная экспедиция», специализирующаяся на бурении, ликвидации и обслуживании скважин.

Таким образом, теоретический механизм решения и опытная команда, готовая взяться за выполнение поставленной задачи в Омском регионе, уже есть.

Правительству Омской области пора переходить к активным действиям.

Т.Н.Горчакова,

начальник отдела ГМН Омского филиала ФБУ "ТФГИ по СибФО",

И.А.Вяткин,

руководитель Омского филиала ФБУ "ТФГИ по СибФО"