Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

  • image
  • image
  • image
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Основные проблемы недропользования в современной России напрямую связаны с несовершенством административно-командной системы управления недрами. Это несовершенство наиболее ярко отражается в состоянии нормативно-правовой документации, регулирующей отношения в стратегически важной для российской экономики сфере – использования недр.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы недропользования и управления фондом недр, по некоторым вопросам абсолютно не увязаны с документацией в сфере земельного, водного, налогового и гражданского законодательства Российской Федерации, некоторые формулировки допускают свободное толкование понятий недропользования. Кроме того, при рассмотрении внутриотраслевой законодательной и методической документации, выявляются противоречия и несостыковки по основным вопросам деятельности органов управления фондом недр и геологических фондов, осуществляющих деятельность по сбору, обработке и предоставлению информационных ресурсов.

Рассмотрим лишь некоторые аспекты данной проблемы.

1) Основным нормативно-правовым актом, регулирующим и определяющим систему геологического изучения территории страны и недропользования в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Закон предусматривает создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 4 ст. 3) одновременно с созданием и ведением территориальных фондов геологической информации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 4).

Налицо противоречие между разделением различных видов геологических объектов и соответствующих материалов по территории субъектов РФ по двум фондам и обязанностью Филиалов вести комплекс регламентированных работ и представлять вышестоящим федеральным органам информацию о состоянии МСБ в целом по региону по территориальному, а не бюджетному принципу.

Таким образом, в законе «О недрах» необходимо:

ввести чёткое разграничение определяющих понятий: федеральный фонд геологической информации, территориальный фонд геологической информации и региональный фонд геологической информации субъекта РФ;

прописать определенный порядок и виды обмена лицензионными материалами, отчётами недропользователей и другими материалами по недропользованию на территории субъекта РФ, добыче, геологическому изучению и рациональному использованию недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых между территориальными фондами геологической информации и фондами геологической информации субъекта РФ;

определить, что территориальные фонды геологической информации федерального подчинения осуществляют сбор, хранение и систематизацию геологической информации, включая сведения о лицензировании недропользования при добыче общераспространённых полезных ископаемых, ведение единой информационной базы недропользователей по территории субъекта РФ, независимо от ведомственной принадлежности этой информации. Этим будет соблюден территориальный, а не ведомственный принцип сбора и обработки информации.

определить обязательность сдачи недропользователем геологической информации по общераспространенным полезным ископаемым не только в федеральный фонд геологической информации (Росгеолфонд), но и в территориальные фонды геологической информации федерального подчинения.

Подробно анализ данной ситуации был изложен на окружном совещании территориальных фондов геологической информации Сибирского ФО в г. Новосибирск в 2011 году. В докладе были приведены предложения по внесению изменений в статьи 4, 22, 27 и 32 Федерального закона «О недрах». Однако материалы совещания опубликованы не были, данный вопрос, в силу отсутствия каких-либо решений, до настоящего времени остаётся весьма актуальным.

2) Требуется актуализации и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации инструктивной методической документации по сбору, обработке и предоставлению информационных ресурсов.

Омский филиал неоднократно обращался в Росгеолфонд с предложениями о внесении изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих сбор, хранение и предоставление в пользование геологической информации с указанием конкретных разделов и положений (Письмо от 13.09.2010 г. № 04/288, письмо от 30.06.2011 г. №  01/205). Однако на сегодняшний день ведомственные нормативно-правовые акты не приведены в единую систему документов, отвечающую современным требованиям и обеспечивающую полноту учёта геологической информации. Проекты документов, подготовленные Росгеолфондом, к сожалению, не утверждены Роснедра или Минприроды России.

Специалистами Омского филиала проведён детальный анализ 30 нормативных правовых актов, регламентирующих сбор, хранение и предоставление в пользование геологической информации, включая порядок представления пользователями недр в ТГФ разного уровня.

Внесены предложения по актуализации и утверждению в статьи 21 нормативно-правового акта, в том числе в

ГОСТ Р 53579-2009 «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению» и др.

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на инструктивные материалы по ведению Государственного водного кадастра в части подземных вод и учёту эксплуатационных запасов подземных вод, утверждённых ГКЗ (ТКЗ).

«Инструкция по составлению и пополнению кадастра подземных вод СССР»

Составление и пополнение кадастра подземных вод осуществляется Фондами геологической информации в соответствии с

Данный документ необходимо актуализировать, так как уже после прочтения наименования документа («Инструкция по составлению и пополнению кадастра подземных вод СССР») становится понятно, что данная инструкция на территории Российской Федерации не имеет юридической силы. Инструкцию необходимо привести в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения недропользования и предоставления геологических материалов в территориальные фонды геологической информации.

В текст Инструкции необходимо внести требование об обязательном предоставлении недропользователями технических паспортов буровых скважин в ТФГИ, в соответствии с п. 5 «Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта», утверждённого 

В соответствии с § 3 данной «Инструкции…» обязанность по представлению в ТФГИ отчетов о проведенных работах и учетных карточек кадастра подземных вод возложена на организации, выполняющие буровые на воду работы. В настоящее время буровые работы по договору с владельцами лицензий проводятся подрядными организациями, которые не являются недропользователями и на которых не распространяются положения правовых и нормативно-методических документов о предоставлении геологической информации. С другой стороны, недропользователи-владельцы геологической информации, согласно «Инструкции …», освобождены от представления отчетов о проведенных работах и учетных карточек. Таким образом, положения «Инструкции…» препятствуют сбору учетных карточек ТФГИ от недропользователей и полноценному учету скважин на территории региона.

В «Инструкции…» необходимо четко прописать механизм корректировки устаревших сведений в учетных карточках и процедуру их изъятия (отбраковки). Определить критерии отнесения учётных карточек к «устаревшим» для дальнейшей их отбраковки, например, в случае уточнения координат скважины, корректировки геологического разреза в соответствии с современной Схемой стратиграфического расчленения и индексации и др. Утвердить форму, порядок составления и визирования специального акта, составляемого при изъятии из кадастра устаревших учётных карточек и направляемого в РГФ в соответствии с Инструкцией. Определить место хранения акта: в кадастровой книге с пополнением кадастра года изъятия или в той, где хранилась устаревшая учётная карточка, и т. д.

Параллельно с корректировкой Инструкции необходимо предусмотреть возможность внесения обновленной информации в ИС «Недра». Для этого в предметной области «Буровые на воду» предлагаем предусмотреть функцию «история»  (аналогичную реализованной на вкладке «Дополнительные сведения о предприятии»), что позволит сохранить изначальные сведения по скважине и внести актуализированную информацию.

Кроме того, в соответствии с § 12 «Инструкции …», вновь поступившие учетные карточки подбираются в конце года и брошюруются (подшиваются) в пределах годового пополнения. Учетные карточки систематизируются в пределах полумиллионного листа по двухсоттысячным трапециям в порядке возрастания номеров этих трапеций с соблюдением порядковой нумерации учетных карточек. Таким образом, «Инструкция …»  вступает в противоречие с п. 5 «Положения о порядке осуществления добычи подземных вод ...», утверждённого Приказом Минприроды РФ от 25.06.2009 N 168 (ред. от 15.07.2011), который разрешает добычу вод только после регистрации в территориальном фонде геологической информации (ТФИ) заполненной учетной карточки буровой скважины на воду, копия которой должна хранится в лицензионном деле. Следует отметить, что «Положение о порядке осуществления добычи подземных вод», в свою очередь, не увязывается с «Положением о порядке лицензирования пользования недрами», с пп. 8.1 (содержание лицензии) и 11.4 (содержание заявки), в содержании которых отсутствует всякое упоминание об учётной карточке или техническом паспорте скважины.

«Инструкция по учёту эксплуатационных запасов подземных вод, утверждённых ГКЗ (ТКЗ)»

Ведение Территориального баланса подземных вод предусмотрено законодательством РФ. Тем не менее, инструктивные документы по ведению территориального баланса подземных вод на настоящий момент времени отсутствуют. Отсутствует и утверждённая форма территориального баланса подземных вод.

На настоящий момент в Российской Федерации, сложилась практика считать территориальным балансом подземных вод сведения об утверждённых эксплуатационных запасах, ежегодное пополнение которых в соответствии с Временным регламентом взаимодействия Росгеолфонда и ФБУ «ТФГИ», направляется в Росгеолфонд до 1 марта года, следующего за отчётным.

В соответствии с

, учету на государственном балансе по подземным водам подлежат: балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных, минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов. Однако в соответствии с п. 7 Инструкции по учёту эксплуатационных запасов подземных вод, утверждённых ГКЗ (ТКЗ) (М., 1990), учёт промышленных подземных вод, используемых для извлечения из них полезных ископаемых (йода, брома, поваренной соли и т.д.) предусматривается по форме 5-гр.

В «Инструкции …» не определена необходимость и процедура списания запасов подземных вод, добытых из недр, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей.

Данная инструкция не предусматривает учёт запасов, утверждённых НТС предприятий и организаций, а между тем, «Сборник запасов подземных вод, прошедших государственную экспертизу по состоянию на 01.01.2012 г.» содержит сведения о запасах, утверждённых НТС в Алтайском крае, Улан-Удэ, Иркутске, Томске и др. В Омской области запасы по месторождениям, принятые к сведению НТС, составляют по категории С1 91,804 тыс. м3/сутки (27% от запасов, утверждённых ТКЗ) и учитываются при получении лицензий на право пользования недрами.

Таким образом, необходимо, в соответствии с «Инструкцией …», исключить сведения о запасах подземных вод, утверждённых протоколами НТС, или внести в вышеназванную инструкцию изменения об учёте таких сведений при составлении ежегодного пополнения эксплуатационных запасов подземных вод.

Также в «Инструкции …» не предусмотрены вопросы, связанные с окончанием периода утверждения запасов на месторождениях подземных вод. Как поступать в случае, когда переутверждение запасов месторождения по окончании срока их утверждения не проведено?

Всё вышесказанное, свидетельствует о необходимости в кратчайшие сроки провести комплексный анализ состояния нормативно-правовой и методической основы, регулирующей деятельность по сбору, обработке и предоставлению информационных ресурсов.

Т.Н.Горчакова,

начальник отдела ГМН Омского филиала ФБУ "ТФГИ по СибФО",

И.А.Вяткин,

руководитель Омского филиала ФБУ "ТФГИ по СибФО"