Так случилось, что обучающиеся школ № 55 и 10 Кировского административного округа г. Омска оказались причастными к исследованию уникального природного объекта мирового значения – Васюганских болот.
Омские школьники и педагоги за активное участие в поисково-исследовательской работе были поощрены грантом «Школьные экспедиции» к объектам наследия ЮНЕСКО в России.
Грант был вручен от имени Русского географического общества. Так национальный проект «Образование» стартовал на Омской земле.
Советниками и наставниками по реализации проекта у школьников стали: Омский филиал ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» и Омское отделение РГО (И. А, Вяткин, Ф. И. Новиков). Ими были обозначены первые организационные и научные шаги. У ребят появились ученые-наставники из Томского университета и Института сельских хозяйств.
Что из этого получилось, рассказывает корреспондент «Учительской газеты» Н. А. Яковлева.
Васюганские болота считаются одними из самых больших в мире.
Находятся они между реками Обь и Иртыш и простираются сразу в трех областях – Томской, Новосибирской и Омской. Их площадь раза в полтора больше всей Швейцарии.
Возникнув около 10 тысяч лет назад, они все больше увеличиваются. Из них берут начало мелкие речушки, являясь основным источником пресной воды в регионе. Другая важнейшая функция болот – очищение атмосферы. Торф поглощает токсичные вещества, связывает углерод, предотвращая парниковый эффект, и насыщает воздух кислородом.
В 2006 году был образован ландшафтный Васюганский заказник площадью 55100 квадратных километров, а ученые подумывают о том, не придать ли заказнику статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Чтобы доказать ученым, что Васюганские болота достойны этого статуса, в Томскую область отправилась команда школьников из 55-й омской школы.
Знакомьтесь с исследователями – это десятиклассники Сергей Пищемуха, Левон Акопян, Артем Воронов, хрупкая Настя Кореневская и два восьмиклассника – Саша Иванов и Саня Шишкин.
Понятное дело, что к серьезному делу привлекают только серьезных людей. Грант «Школьные экспедиции к объектам наследия ЮНЕСКО в России» был вручен председателем попечительского совета Русского географического общества Владимиром Путиным профессору Московского государственного педагогического университета Александру Лобжанидзе.
Профессор поделил его на 21 часть, и одну из них организатор – Российский фонд поддержки образования «Ноосфера» – предложил омской средней школе №55. Здесь 30 лет работает удивительный учитель географии Рамжан Бертаевна Наумова, член Русского географического общества и Российской ассоциации учителей географии, дважды победитель конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование».
Вместе с ребятами она готовит не только теоретические проекты на компьютерах, с которыми, впрочем, школьники побеждают на олимпиадах и викторинах разного уровня, но и по-настоящему, пешком, изучает родной край. Исследовав озеро Эбейты в Полтавском районе, ребята выяснили, что его соленые воды полезнее волн Мертвого моря в Израиле. А вот в прославленном лечебном Пятиозерье Муромцевского района, наоборот, чудес не выявили.
Страшнее всех на болота было идти Рамжан Бертаевне. Боялась за детей, не за себя, она-то ходок известный. В прошлом году сломала ногу со смещением ступни, до сих пор болит, но это не помешало ей отправиться в экспедицию. Как и то, что перед самым путешествием у нее родился первый внук.
Заботливый Левон долго искал подходящую палку, наконец, выточил для учительницы удобную трость. И все же трясина и дети плохо рифмовались у учителя в голове. Поэтому она позвала с собой единомышленницу – Людмилу Васильевну Володкевич, учителя географии школы №10. Та в свою очередь прихватила своих учениц. Татьяна Ильинична Савченко, ставшая пенсионеркой, но оставшаяся педагогом и исследователем, напросилась в качестве фото- и телеоператора.
Желающих пойти на болото оказалось так много, что пришлось проводить конкурс – и на активность, и на лучшее знание географии, и на здоровье. Экипировались всем миром: экспресс-лаборатории, специальные костюмы, шляпы-энцефалитки, болотные сапоги выделил фонд «Ноосфера» в рамках гранта. И даже средства на питание – путь предстоял долгий: через Омскую или Новосибирскую область до Васюганских болот не доберешься, сплошные топи. Так что почти тысячу (!) километров пути до Томской тайги пришлось преодолевать на автобусе.
Спальные мешки и палатки директор школы по-товарищески одолжил в колледже профессиональных технологий. Примеряли наряды, смеялись – сапоги, хоть и все одного (41-го) размера, казались удобными и легкими. Пока уже там, на болотах, их по очереди не стали терять Рамжан Бертаевна и Настя Кореневская, обладательницы ножек 36-го размера.
Педагоги связались с Томским университетом и Институтом сельского хозяйства, у вузов возле болот своя исследовательская лаборатория – старенький вагончик. Ученые согласились взять ребят под свою крышу.
Крыша, впрочем, была только условная – вагончик не гостиница, устроились рядом, в палатках, ели на улице, готовили, правда, под навесом, а однажды даже сходили в «научную» баню, ничем, впрочем, не отличающуюся от деревенской. Сама деревушка, расположенная по соседству, ребят впечатлила – 80 стариков, покосившиеся избушки, козы и куры. Когда хотели купить маркер в местном магазинчике, продавец засмеялась: зачем нам канцтовары, у нас один ученик на всю деревню, и тот сейчас в интернате. Автобус оставили у Полынянки, а сами пошли по грязи на станцию - дальше дороги не было.
И первое, что удивило, – белки. Ждали увидеть здесь уникальную фауну, о которой читали, готовясь к экспедиции: редкие и исчезающие виды животных, например, северного оленя, орлана-белохвоста, серого сорокопута. А тут рыженькие хвостатики, такие же, что прыгают по омским паркам. Впрочем, медведи и лоси точно на Васюгане водятся, судя по следам во мху и встреченному человеку с ружьем и капканом. А однажды их почтил своим видом глухарь – настоящий, красногрудый, по пояс Насте ростом.
И хотя разделились по заданиям: одни исследовали воду, другие – воздух, третьи изучали почву, четвертые замеряли уровень торфа, пятые рисовали рельеф местности, «прибившиеся» из 10-й школы девчонки собирали гербарий, ходили только вместе, след в след – трясина! Километров по 14-15 в день.
Васюган, видно, их ждал – в конце сентября вдруг расцвел ромашками, одуванчиками, багульником и массой разномастного мха. Настя, кстати, потихоньку собрала коллекцию и пытается приживить ее дома. Так что слова «гать» и «топь» поначалу показались преувеличением. Впрочем, это только в первый день, когда сотрудники исследовательской станции провели их для начала по самым безопасным местам. Но это была уже не земная твердь, а толстый слой почвы, покачивающийся под ногами.
Дальше действовали сами – топали по «тротуарам»: нескольким проложенным в болотах бревнам, соскользнуть с которых опасно для жизни. Сергей все же под шумок решил попробовать и тут же провалился по пояс, хотя слой торфа по измерениям ребят достигал от 70 сантиметров до 3 метров.
Ручейки, через которые надо было скакать, казались обманчиво узкими – не всем удавалось проскочить препятствие с первого раза.
На вид болото совсем не страшное – огромное цветущее поле, только деревья очень низкие, сосны и кедры похожи на кустики, однако после специальных подсчетов по веткам и макушкам оказалось, что они вековые. После пары дней общения с Васюганом ребята разом почувствовали – хитрит, тянет красотой огромная, впитывающая все и вся губка. Даже голубика с клюквой не манили – и уставали, и опасались. А гроза с проливным дождем и молниями под родными стенами палаток, зато на твердой земле, воспринималась спокойнее прогулок.
Спали мало, времени было катастрофически жаль – у них было всего-то трое суток. Тем не менее, успели выяснить, что воздух здесь чистейший, без примесей аммиака и сероводорода, который почему-то считают вечным спутником топей. Вода не содержит вредных солей, качественного торфа достаточно. А уж красоты сколько! Просто оазис, хотя и опасный для жизни. А может, он просто так отвечает на отношение к нему людей?
Эта громадина, топкая и такая прекрасная, находится под угрозой исчезновения в связи с освоением территории при разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Экологическую опасность также представляют падающие вторые ступени ракет-носителей, стартующих с космодрома «Байконур», загрязняющие территорию остатками высокотоксичного компонента ракетного топлива – гептила.
Встретили ребят дома и в школе почти одинаково: «Дошли!» – как будто экспедиция их была по крайней мере на Северный полюс.
А что, и такое возможно! Мальчишки и девчонки не собираются останавливаться на достигнутом. Каждый из них мечтает о разных профессиях: Сергей – о пожарном деле, Артем – о медицине, Левон – об информационных технологиях, а оба Саши-восьмиклассника пока обдумывают житье.
Только Настя параллельно со школой получает образование в колледже по специальности «туризм». Но путешествовать исследователями им кажется все же интереснее, чем туристами. Потому что это позволяет ощутить свои силы и понять, что ты можешь мир не только познавать, но и менять. Собственно, после васюганского приключения их работа только начинается: надо обработать данные, проанализировать их, написать рефераты, составить фотоотчеты, сочинить видеофильм.
Хотя к общему мнению они уже пришли – Васюганские болота достойны статуса объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Осталось чуть-чуть – доказать это взрослым: ученым, профессорам, академикам всего мира.
Думаю, сумеют. Они верят в свои силы и мечтают посмотреть другие страны. Но...
– Россия - такая удивительная страна, над которой надо работать и работать, – мудро заключает Левон.
Н. А. Яковлева, Омск
«Учительская газета», № 46 от 13 ноября 2012 года