Геоэкологический рейд «Берега Иртыша» на яхте «Сибирь» по р. Иртыш прошел по маршруту г. Омск (1830 км по лоцманской карте 2001 г.) – южная граница Омской области (2045 км) – г. Омск, в период 18-22 июня 2013 г. Экспедиция подготовлена и организована Омским региональным отделением ВОО «Русское географическое общество» совместно с БУОО «Центр парусного спорта», при поддержке Омского филиала ФБУ «ТФГИ по СФО» и Управления по недропользованию по Омской области.
В состав объединенного научно-спортивного экипажа вошли действительные члены РГО: капитан яхты «Сибирь», президент Федерации парусного спорта Омской области С.Б. Щербаков, старший помощник капитана В.Г. Шельменков, председатель ОРО ВОО «РГО» И.А. Вяткин (руководитель экспедиции), матрос Г. Бабенко, а также молодые экологи-специалисты Омского филиала ФБУ «ТФГИ по СФО» А.С. Смирнова и Д.А. Кулакова (фото 1, прил. 1).
Задачи рейда:
- визуальный мониторинг экологического состояния берегов р. Иртыш в районе селитебных зон населенных пунктов, экологического состояния зон водозаборов по маршруту;
- фото- и видеосъемка указанных объектов, а также зон опасных экзогенных геологических процессов, уникальных геологических объектов и других объектов природы по маршруту;
- проведение встреч с жителями в с. Ачаир (Омский район), р.п. Черлак по вопросам охраны водных ресурсов и берегов р.Иртыш, развития парусного спорта в регионе.
Выполнение задач экспедиции началось сразу после отхода яхты «Сибирь» из яхтенной марины Зеленого острова и уже тогда стало ясно, что в этом году Иртыш широко разлился и скрыл под водой часть объектов из подготовленного заранее план-графика геоэкологического рейда. В план входили:
- 67 водозаборов (список составлен при помощи лоцманской карты р.Иртыш (2001г.) от 2045 км до Омска и предоставленных Омским Отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового управления сведений о водозаборах, расположенных на р.Иртыш от г.Омска до границы с Республикой Казахстан по состоянию на 01.01.2013.);
- 17 лицензионных участков геологического изучения и отработки участков месторождений русловых песков (список создан на основе действующих лицензионных соглашений хранящихся в Омском филиале ФБУ «ТФГИ по СФО»);
- 17 населенных пунктов и дачных поселков, по обоим берегам р.Иртыш;
- 3 геологических объекта (геологический памятник природы регионального значения «Берег Черского»; обнажения Прииртышского Увала – коренного правого берега долины р.Иртыш; Ольховские поноры с гипсовыми образованиями, обнаруженные отрядом юных геологов Омского городского Дворца пионеров и школьников в июне 1981г.).
По итогам 4-хдневного рейда с борта яхты «Сибирь» был обнаружен, визуально обследован и зафиксирован на фото- и видеоаппаратуру 31 водозабор. Следует сказать, что больше половины плановых водозаборов не обнаружены, причинами могут являться различные факторы, такие как полноводность р.Иртыш в этом году, и, как следствие, высокий уровень уреза воды в реке, скрывающий конструкции малых водозаборов; несудоходность проток из-за мелей. Не исключен вариант, что части ненайденных водозаборов просто не существует. Территория и акватории даже небольших исследованных водозаборов в основном чистые, без посторонних предметов (фото 2, прил. 1). Крупные объекты отличаются огороженной и ухоженной территорией (залужены, посадки деревьев выше и ниже водозаборов). Наиболее благоприятное впечатление представляет внешний вид водозаборов – на 1863 км водозабор на правом берегу, предположительно ОАО «Омскшина»; 1866,9км, на правом берегу водозабор, предположительно ОАО «ОмскВодоканал» (фото 3, прил. 1); 1913,7 км, водозабор на правом берегу, предположительно ООО «Солнечный остров К».
Неоднократно на пути яхты «Сибирь» встречались РТ с баржами, доставляющие добытый речной песок в город Омск. В ходе рейда удалось зафиксировать 8 мест добычи руслового песка в пределах лицензионных участков месторождений (недропользователи: ООО «Гидротранссервис», ООО «Селена-С». ООО «Прибой» (фото 4, прил. 1). Были сняты GPS-координаты добычных комплексов, состоящих из грейферных кранов и земснарядов, так же сделаны фото- и видеосъемка процесса добычи и транспортировки.
Поскольку одной из основных задач рейда был мониторинг экологического состояния берегов р.Иртыш, то по мере прохождения маршрута были сделаны многочисленные краткие описания, фотографии и видеосюжеты о состоянии береговых линий не только селитебных зон, но и залесённых нетронутых цивилизацией островов. Дикие острова произвели невероятное впечатление количеством различных видов птиц, а у экипажа появилась идея назвать такие места «необъявленным заповедником».
Состояние береговой линии большинства населенных пунктов указывало на ответственность жителей и бережное отношение к природе, доказательством чего было в основном отсутствие свалок бытового мусора (фото 5, прил. 1). К сожалению, были найдены и негативные примеры антропогенного воздействия, такие как: берегоукрепляющие свалки автомобильных шин в районе дач на левом берегу у остановочного пункта «Зеленый берег»; бетонный гараж для лодок в с.Усть-Заостровк а на правом берегу; свалка ржавых конструкций у Ольховского железнодорожного моста на правом берегу (остатки товарных вагонов от аварии 2003г.). Встречались большие свалки бытового и строительного мусора в прибрежных оврагах и на склонах высокого правого берега (с. Троицкое; с. Иртыш; южная окраина р.п. Черлак (фото 6, прил. 1). Интересно, что на частных территориях, расположенных в пределах водоохранной зоны, организованы берегоукрепительные сооружения в виде набережных и лесопосадок, неоднократно встречались и частные пристани (с.Усть-Заостровка; Сад Комиссарова; с.Розовка). Такие территории в сравнение со строениями дачных поселков и селитебных зон некоторых населенных пунктов выгодно отличались чистотой и ухоженностью. Со стороны реки в ряде мест была отмечена угроза негативного воздействия вод на жилые и хозяйственные постройки, находящие в 10-30 м от воды (1869-1870 км, правый берег д. Падь (фото 7, прил. 1). Здесь наблюдается интенсивная боковая эрозия берега, которая через несколько лет приведет к угрозе подмыва фундамента и даже уничтожения построек, если не предпринять меры от негативного воздействия половодья и паводков.
Маршрут экспедиции проходил через геологический памятник природы регионального значения «Берег Черского». Были отмечены новообразованные оползни (фото 8, прил. 1), но в целом экологическое состояние уникального природного объекта хорошее, нет заметного антропогенного влияния в виде видимых с реки свалок бытового мусора и разного рода конструкций (фото 9, прил. 1).
В ходе маршрута визуально оценивались и экзогенные геологические процессы, происходящие в береговой зоне. Следует отметить интенсивную боковую эрозию и обвально-осыпные процессы на берегах в селах Усть-Заостровка, Ачаир (фото 10, прил. 1), Пролетарий, Елизаветинка.
В пределах 2017-2018 км по лоцманской карте у д. Малый Атмас (Черлакский район) наблюдается совместное влияние и преобразование коренного берега суффозионно-просадочными, эоловыми и эрозионными процессами, приводящими к интенсивному разрушению песчаных отложений берега (фото 11, прил. 1).
Экипаж экспедиции провел встречи с жителями с. Ачаир и р.п. Черлак. Представители администрации р.п. Черлак организовали экскурсию в реконструированный Парк Победы с реалистичными моделями военной техники времен Великой Отечественной войны. Также была проведена встреча с воспитанниками детского дома, на которой руководитель экспедиции Игорь Алексеевич Вяткин рассказал детям о современных экологических проблемах Иртыша и нарастающем водном дефиците в мире, была показана первая серия из цикла фильмов о кругосветном путешествии яхты «Сибирь 2000-2001 гг.» (фото 12, прил. 1). В ответ на гостеприимство черлакцев экипаж устроил экскурсию на «Сибирь», во время которой старпом Владимир Григорьевич Шельменков с гостями на борту вышел в кратковременное открытое плаванье по р.Иртыш (фото 13, прил. 1).
Предложения по результатам рейда для органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и заинтересованных общественных экологических организациях в части улучшения экологического состояния берегов, акватории р.Иртыш и предотвращения негативных экзогенных геологических процессов:
- Необходимо обустроить санитарные зоны водозаборов: ограждения, уборка ТБО, залужение и зелесение вышележащих участков, прилегающих по берегу к водозаборам (1848,5 км, водозабор на левом берегу, предположительно ОАО «Омскоблводопровод»; все небольшие частные и садовые водозаборы).
- В пределах селитебных зон населенных пунктов с.Троицкое, с.Иртыш, р.п.Черлак (см. таблица 1) необходимо убрать несанкционированные свалки ТБО, провести воспитательную работу с населением по предотвращению образования новых свалок в водоохранной зоне р.Иртыш. Разработать меры по постоянному вывозу ТБО и захоронение их за пределами водоохранных зон в специально отведенных местах.
- Обратить внимание хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления на интенсивность боковой эрозии берегов на 2017-2018 км лоцманой карты р.Иртыш, что является угрозой для хозяйственных и жилых построек. Предложить разработать и осуществить меры по берегоукреплению, используя недорогие современные технологии берегоукрепления (посадка деревьев и кустарников с развитой корневой системой, залужение, покрытие обнаженных берегов специальной сеткой, биоваловые и другие).
- Определить с привлечением специальных научных организаций твердый сток р.Иртыш и предельные объемы добычи русловых песков, а также составить прогноз изменения уровней воды в реке и динамики русловых процессов в результате добычи русловых строительных песков.
- Рассмотреть вопрос об изучении орнитофауны на необитаемых островах р.Иртыш и возможности создания орнитологического заказника в их пределах.
- Рекомендовать Министерству молодежной политики, спорта и туризма Омской области и органам местного самоуправления прииртышских районов Омской области разработать меры по развитию водных видов спорта (в том числе парусного) в акватории р.Иртыш.
- Рекомендовать Омскому отделению ВОО «РГО», РОО «Федерация парусного спорта Омской области» совместно с заинтересованными организациями проводить геоэкологические мониторинговые рейды по р.Иртыш на парусных судах на регулярной основе.