Федеральное агентство по недропользованию

Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Зыкин Володя, Кривоногов Сергей, Туманцев Валентин, Соколова Катя - выходцы разных лет из недр Детско-юношеского геологического движения Омской области. Объединяет их одно - они стали кандидатами геолого-минералогических наук. Эта статья о Соколовой Екатерине...

 

Трудно сказать, с чего все началось. Может, с коробки кристаллов пирита у бабушки в сарае, или с поездок за город на обрывистые слоистые берега Иртыша, или с интереса к карте мира...

Кажется, иначе и не могло случиться попасть мне в школьный экологический кружок. Со своей первой научной работой нельзя было пройти мимо конференции НОУ "Поиск". С выполненной работой удалось быть замеченной учеными членами жюри как пытливый юный исследователь. Тут-то и  началось знакомство с геологией и бурное поглощение открывшегося такого увлекательного мира. И попав однажды во власть геологических красот и явлений, невозможно было остановить процесс их познания, то есть невозможно было не оказаться однажды студентом-геологом. Будучи любознательным и прилежным студентом, как можно было поступить иначе, чем несколько лет спустя перейти в аспиранты, а там и диссертация напрашивается.

Итак, первой осознанной встречей с науками о Земле можно считать занятия в школьном кружке, которые вел преподаватель из Аграрного университета Кузьма Григорьевич Рябцев. В год, когда я туда пришла, мы занимались радиоактивностью питьевой воды и жилых домов. Интерес лично для меня был в том, что мы с друзьями-одноклассниками сами с радиометром снимали показания на колонках, в водопроводных кранах и в домах; сами придумывали эксперименты, например, что будет, если банку с водой оставить в комнате на время; и из этого у нас получались какие-то выводы.

Кроме этого, в течение нескольких школьных лет проходили интересные встречи с единомышленниками еще в одном экологическом кружке у учителя Натальи Викторовны Бархатовой. Здесь, кроме учебы, были песни и танцы, потому что обычно мы готовились или к очередной интеллектуальной игре или к тематическому КВНу. Из занятий у Натальи Викторовны сейчас воспоминания ярче, но курс Кузьмы Григорьевича сыграл более очевидную роль в последующих событиях. С выступлением на тему "Радиоактивность питьевой воды Привокзального поселка" на НОУ "Поиск" в 9 классе в 2002 году я познакомилась с моим будущим учителем геологии Валентином Викторовичем Туманцевым и будущими коллегами-друзьями по кружку. Помню, на занятиях в кружке юного геолога Валентин Викторович руководил процессом написания научной работы. Мы совместными усилиями с Таней Смоляковой, Иваном Быструшкиным, Ромой Тогобицким, Мишей Кобылецким рисовали карты, разрезы и стратиграфические колонки, переписывали фактический материал из своих дневников, делали обзор литературы. Работа кипела. Наша команда готовилась тогда к слёту юных геологов. Мне, как вновь пришедшей, приходилось осваивать всю геологию сразу. Очень увлекали

тома "Общей геологии". Сколько всего неизведанного, но вместе с тем понятного и нужного открывалось на их страницах! Еще один наш учитель Игорь Алексеевич Вяткин делился с нами своим неиссякаемым багажом знаний по геологии, перемежая лекции рассказами из жизни. Федор Иванович Новиков, учитель наших учителей, тоже внес вклад в наше образование, хотя, как мне помнится, лекций не читал, но все время интересовался нашими достижениями, подбадривал и направлял. Особенно запоминающимся было знакомство с Алексеем Васильевичем Гнеушевым. Мне предстояло освоить построение геологического разреза и я сидела над картой с непонятными значками. В этот день Алексей Васильевич появился, кажется, прямо из экспедиции, судя по полевой одежде. Так что читать геологическую карту я научилась от "настоящего" геолога.

Из событий, произошедших в школьные годы и связанных с занятием в кружке, наиболее запоминающимися и важными оказались путешествия. Первым путешествием была вылазка на Иртыш на Берег Черского, по изучению которого нам предстояло делать доклад на Слете юных геологов. В этом маршруте по Берегу Черского я впервые открыла для себя новые и интересные, но такие обыденные для геолога вещи, как измерения расстояния шагами, пользование горным компасом и ведение полевого дневника: "Что не записано, то не наблюдалось". Конечно, поездка на Слет юных геологов в Ленинградскую область, дала огромное количество впечатлений. Геологическая часть путешествия на слёт много лет спустя вспоминается в связи с экскурсией на граниты краешка Балтийского щита, знакомство с ребятами из Миасса, чей подаренный нефелиновый сиенит с эвдиалитом и астрофиллитом хранится у меня в коллекции. Еще из путешествий школьных лет часто вспоминается поход в Восточный Саян, в который меня взяла компания И.А. Вяткина и А.В. Гнеушева после года в кружке юных геологов. Позже этот поход откликнулся тем, что на первом курсе я узнавала слюдянский лазурит и зеленовато-голубой апатит, когда знать это было еще не положено. Затем на разных курсах в университете и позже в Институте геологии и минералогии, когда упоминались Саянские вулканы и лавовый поток реки Жомболок, приятно было осознавать  мое знакомство с ними не понаслышке.

Это увлечение наукой о природе и о Земле привело меня на Геолого-геофизический факультет Новосибирского государственного университета. Все новые впечатления от студенческой жизни не перечислить! Семимильными шагами шло получение новых знаний. В какой-то момент пришла мысль о том, что знания устройства планеты Земля и процессов на ней необходимы каждому человеку. Странно, как можно жить, не зная, какие камни у тебя под ногами и откуда берутся месторождения.

В студенчестве особенно нравились лекции. Когда в голове один за один логично зацеплялись факты и так запоминалась очередная новая, но уже такая понятная идея. На старших курсах при выполнении дипломов лекции заменились научными статьями, которые так же удивляли и радовали новым. Впрочем, время от времени делают это до сих пор. Кроме того, работа в геологической науке позволили поближе познакомиться со многими казавшимися раньше заоблачными вещами: самородками золота и кристаллами алмаза с мантийных глубин, а также материалами, используемыми по техническим нуждам: индием, платиной, элементарным кремнием. Однажды коллега по работе отметил: "Вот что значит геологи! Могу оставить девчонок с алмазом и быть за него спокойным".

Если ребята из геологического кружка после школы разошлись кто - куда, то с некоторыми одногруппниками из университета мы пошли одной дорогой. Это мои подруги и соседки по комнате в общежитии Лена Рокосова и Саша Николаева. Так получилось, что разными путями мы оказались в одной лаборатории. Термобарогеохимии. Здесь я увидела, что неживые холодные камни могут шевелиться, каким бы странным это не могло показаться. Дело в том, что термобарогеохимия имеет дела с включениями минералообразующих сред. Капельки раствора, захваченные при кристаллизации минералов, при остывании разделяются на жидкость и газ. Секрет "шевеления" в камне заключается в том, что под микроскопом в результате небольшого нагревания светом газовый пузырек начинает перемешаться в жидкости в пределах отведенного

пространства. На основе того, что включения представляют собой капельки вещества из которого рос минерал, достижения науки термобарогеохимии позволяют установить условия и состав образования минерала, а вместе с ним целого массива или месторождения. И вот уже больше шести лет я провожу такие исследования под руководством Сергея Захаровича Смирнова. "Настоящий ученый", "увлеченный исследователь", иначе и не скажешь. Идей у него намного больше, чем рабочего времени. Поэтому вокруг него всегда находятся готовые работать студенты-дипломники и аспиранты-соискатели, например, я.  А по соседству работает Лия Ивановна Панина, которая когда-то была среди тех, кто обосновывал правоту молодой науки термобарогеохимии. И две мои подруги Лена и Саша помогают воплощать ее идеи. Так мы, как говорится, жили вместе в общежитии, затем работали в одной лаборатории долго и счастливо, и защитили степени кандидата геолого-минералогических наук в один день. Как в сказке!

До сих пор, кажется, все в моей учебной и научной деятельности шло логичным закономерным путем. Но наперед нельзя сказать, что правильным и логичным будет дальше. Время покажет.

Соколова Екатерина,

кандидат геолого-минералогических наук,

член кружка "Юные геологи"

Воспоминания Туманцева Валентина Викторовича...

В августе 2002 года в Ленинрадской области (оз. Лемболово) проходил Всероссийский слет юных геологов.

Омское отделение РосГео приняло решение выставить команду  юных геологов от Омской области. По регламенту проведения слета от каждого региона можно было предоставить команды юных геологов из 8-ми человек.

Меня, тогда молодого кандидата геолого-минералогических наук, Омское отделение РосГео назначило ответственным за подготовку команды и непосредственного участия на слете юных геологов.

Самая первая задача, которую надо было решить, это определиться с составом команды. Имея в распоряжении несколько геологических кружков (2 областных и 1 городской), выполнить данную задачу, казалось было просто. Но ребят, которые могли бы достойно представлять Омскую область на слете, набралось всего 5 человек (кто-то уехал отдыхать, кто-то оказался откровенно слаб даже в начальной геологической подготовке).

Восполнить пробел по 3-м кандидатурам решил из призеров весенней конференции НОУ 2002 года. Просмотрев, пару десятков научных работ, выбрал 5-6 кандидатур и пригласил к себе на собеседование. В результате которого определился по вакансиям в команду.

Одной из тех "случайных" кандидатур, которых надо было подготовить и "натаскать" за 2 месяца была Екатерина Соколова, ученица 9 класса.

Несмотря на то, что к геологии она до этого не имела никого отношения, но мне очень понравился ее деловой подход к новой для себя науке, характер мышления и серьезное отношение в подготовке к слету.

Через месяц занятий, Екатерина, по своим геологическим познаниям догнала других ребят (кружковцев) команды, а где-то и обогнала. Еще через месяц – Екатерина была уже в авангарде команды по всем геологическим направлениям, которые мы изучали, готовясь к Слету.

Помню, что на Слете юных геологов  был очень серьезный конкурс, это построение геологического разреза, где от каждой команды 1 человек должен был в течение часа построить разрез. Нужно было принять решение, кто будет на конкурсе участвовать. Самой подготовленной оказалась Екатерина. Конечно мы с Гнеушевым Алексеем Васильевичем (второй руководитель команды юных геологов) накануне конкурса еще раз Екатерине дали всевозможные консультации по построению геологического разреза. Но внутренне понимали, что ожидать чудес от негеологической Омской области, на данном конкурсе не стоит.

Итог конкурса оказался таким, что 1-3 места традиционно заняли представители команд геологических регионов Урала (да и что удивляться, на Урале много кружков, функционирующих при геологических экспедициях).

4-е место заняла Екатерина Соколова (Омская область)!!! Для нас это был ошеломляющих успех.

После этого конкурса Екатерина стала безусловным лидером команды.

Тогда, на Слете Юных геологов на озере Лемболово, в общем командном зачете, мы заняли 15-е место (из 44 мест). Безусловно, попасть в первую половину рейтинга Слета это был успех!

Огромную лепту в успех команды внесла Екатерина.

Будучи ученицей старших классов, Екатерина, уже не смогла не интересоваться геологией, экспедициями, общениями с различными учеными. Но то, что Екатерина свяжет сою судьбу с геологией, стало понятно, когда она приняло решение поступать на геологический факультет в Новосибирский Госуниверситет. Помню серьезный разговор с папой Екатерины (понятна тревога родителей за дочь, которая должны была уехать от родительской опеки, в другой город). Мне тогда показалось, что Екатерину не отпустят…но все же, ей удалось сломить сопротивление и настоять на своем выборе.

То, что Екатерина по окончанию Госуниверситета осталась и дальше учиться в аспирантуре это было уже закономерным. Тяга к науке геологии, ее исследовательских дух, обучаясь в ВУЗЕ проявился на все 100%.

Очень приятно осознавать, что дело случая, тогда, в 2002 году, отбирая анкеты ребят, участников конференции НОУ г.Омска, завершилось появлением молодого ученого – кандидата геологоминералогических наук в 2014 году.

Туманцев Валентин Викторович,

нач. отдела ГИС и геолого-геодезического обеспечения

Минстроя Омской области, канд. геол-минерал. наук

Дорогие юные геологи!

Уважаемые педагоги-наставники!

С Днем знаний Вас!

Новых достижений в геологии в этом учебном году!

Сопредседатели Совета ДЮГД Омской области Н.А. Засухина и И.А. Вяткин,

Председатель ОРО ОО РосГео И.В. Инбушанов.

Похожие материалы