Мы рады приветствовать Вас на сайте Омского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"
  • image
  • image
  • image

Федеральное агентство по недропользованию
Омский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу"

;
Главная Недропользование Недропользование Основные проблемы геологического изучения недр и недропользования Омской области

Основные проблемы геологического изучения недр и недропользования Омской области

Печать

Подземные воды

1. Большое количество бесхозяйных водозаборных скважин на территории Омской области, частичное отсутствие реальной информации об их количестве и расположении

Вопрос о реальном учете и необходимости ликвидации бесхозяйных водозаборных скважин на территории Омской области остается одним из самых актуальных на протяжении ряда лет, так как подобные скважины являются потенциальным источником загрязнения подземных вод.

В последние годы ни одна из государственных организаций, ответственных за решение этого вопроса, не может четко и внятно ответить на вопрос о количестве бесхозяйных скважин на территории области, их техническом состоянии и местоположении. В области отсутствует утвержденный план работ (временной график, ответственные, финансовое обеспечение) по ликвидации либо передаче бесхозяйных скважин на баланс администраций сельских поселений или конкретных недропользователей.

В 2000 году Территориальный центр государственного мониторинга состояния недр ОАО «Омской геологоразведочной экспедиции (далее ТЦ ГМСН) начинал работу по обследованию и учету водозаборных скважин на территории Омской области. Однако в связи с недостаточным финансированием работы велись медленно (по 1–2 района в год) и не были завершены после полного прекращения финансирования из областного бюджета.

Всего в течение 2000–2007 гг. было обследовано 12 (из 32) районов Омской области, в которых выявлено 195 бесхозяйных скважин (приведена цифра на сегодняшний день за исключением скважин, ликвидированных за прошедшее время). Документально подтвержденные учетные данные о бесхозяйных скважинах в 20 необследованных районах области отсутствуют.

По материалам, имеющимся в Омском филиале ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» (далее Омский филиал), на 01 мая 2011 года количество скважин, по которым отсутствует информация об их владельцах (пользователях), составляет 3 677.

В эту категорию отнесены:

а) не ликвидированные скважины из прекращенных лицензий на право пользования недрами, на которые новые лицензии оформлены не были, нынешние владельцы (пользователи) не известны;

б) скважины, которые никогда не лицензировались и по которым в течение многих лет, зачастую с момента бурения, отсутствует информация об их состоянии и использовании;

в) документально установленные бесхозяйные скважины.

Такое большое количество объектов, владельцы (пользователи) которых не известны, требует быстрого реагирования и принятия конкретных решений со стороны органов государственной власти всех уровней.

В кабинетных условиях оценить степень достоверности данных, имеющихся в базах данных Омского филиала, сложно, так как организация обрабатывает бумажную, отчетную информацию из различных источников без выезда и ее проверки на местности.

Вероятно, часть скважин, об использовании которых в Омском филиале сведения отсутствуют, продолжают использоваться и находиться в ведении администраций сельских поселений либо эксплуатируются отдельными нелицензированными сельхозпроизводителями; часть скважин ликвидирована без составления официальных документов либо акты на ликвидацию утеряны. Вычленить из этого количества действительно бесхозяйные скважины без выезда и обследования скважины на месте невозможно. Эта проблема может быть решена только в ходе проведения сплошной инвентаризации скважин во всех районах области.

2. Необходимость проведения инвентаризации водозаборных скважин

В период с 1907 по 2010 год на территории г. Омска и Омской области пробурено на воду 18 242 скважины, в том числе 16 415 скважин для хозяйственно-питьевого, технического водоснабжения и режимных наблюдений за состоянием подземных вод и 1 827 разведочно-поисковых, картировочных скважин.

По данным Омского филиала на 01 мая 2011 года ликвидированы все разведочно-поисковые и картировочные скважины и 7 928 эксплуатационных скважин, причем у 40 % (3 471) скважин документально подтвержденные сведения об их ликвидации (акты на ликвидацию, данные из актов обследований районов и геологических отчетов) в Омском филиале отсутствуют.

Общее количество всех неликвидированных буровых на воду скважин составляет 8 487 скважины, в том числе: 2 499 – действующие; 1 095 – недействующие; 500 – законсервированные; 470 – резервные; 246 – наблюдательные (для режимных наблюдений); 195 – бесхозяйные; 3 482 – нет сведений. В распределенном фонде недр (на лицензированных участках) на 01 мая 2011 года находится 2 069 скважин.

По данным Территориального центра ГМСН ОАО «Омская геологоразведочная экспедиция» на 01 января 2011 года на территории Омской области числится 5 443 эксплуатационные (действующие, резервные, требующие ликвидации) скважины на воду.

В связи с частыми реорганизациями и банкротством сельхозпроизводителей, сокращением поголовья крупного рогатого скота и ликвидацией животноводческих ферм и летних пастбищ, на территории которых были пробурены скважины, исчезновением ряда населенных пунктов, отсутствием полных отчетных данных по нелицензированным скважинам истинная информация о состоянии и использовании значительной части скважин отсутствует.

Из 32 районов Омской области, документально подтвержденные данные по состоянию водозаборных скважин имеются только по 12 районам, обследование которых проведено ТЦ ГМСН ОАО «Омская ГРЭ» в 2000–2007 гг.:

–  по девяти районам, обследованных в соответствии с программой работ по оценке технического состояния водозаборных скважин (Исилькульский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Называевский, Одесский, Омский, Полтавский, Таврический);

–  двум районам, в которых проводились работы по поискам линз пресных вод (Горьковский и Калачинский);

–  одному району (Большереченскому) из пяти, обследованных в рамках мониторинга состояния геологической среды.

В районах проведена проверка технического состояния скважин, в том числе выделены бесхозяйные (см. текст выше, в пункте 1).

К настоящему моменту эта информация устарела. Большая часть сельхозпроизводителей–владельцев скважин ликвидированы либо реорганизованы, современные владельцы (пользователи) части скважин не известны. Финансирование работ по обследованию скважин в последние годы не проводится. Единственным способом получения достоверной информации о состоянии водозаборных скважин области, в том числе выявлении бесхозяйных скважин, является проведение единовременной (в течение 1–2 лет) инвентаризации.

Управление по недропользованию по Омской области, Омский филиал, ТЦ ГМСН в обращениях к органам исполнительной власти Омской области неоднократно настаивали на необходимости и актуальности оперативного проведения инвентаризации скважин. Соответствующие решения принимались на уровне Правительства Омской области. Так, пунктом 2.3 Протокола № 14 заседания Совета безопасности Омской области от 18 мая 2006 года было предписано проведение сплошной инвентаризации существующих скважин региона, определение необходимости их сохранения или ликвидации. Однако реальных сдвигов в этом направлении нет, так как денежные средств на эти цели специализированным организациям не выделены.

Продолжительное уклонение от финансирования работ по сплошной инвентаризации скважин со стороны региональной и федеральной власти, отсутствие единой региональной программы по ее решению может привести ситуацию к критической, в отдельных случаях – к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с водоснабжением населения области.

Максимально эффективный результат по инвентаризации буровых на воду скважин может быть достигнут в случае согласованной, совместной работы региональных и федеральных органов по управлению и контролю за государственным фондом недр (Управление по недропользованию по Омской области, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, Управление Росприроднадзора по Омской области, информационное обеспечение – Омский филиал ФБУ «ФГИ по СибФО», ТЦ ГМСН ОАО «ОГРЭ») и местных органов самоуправления.

Наиболее качественным будет оперативное проведение инвентаризации специализированными организациями (например, ОАО «ОГРЭ»), в полном объеме профинансированной Правительством Омской области или Роснедра по обращению органов исполнительной власти субъекта. В 2008 году ТЦ ГМСН произведен примерный финансовый расчет таких работ: стоимость обследования одной скважины составляла около 3 тысяч рублей; общая сумма средств, необходимая для обследования всех скважин, оценивалась в ~28 млн рублей (в ценах 2008 года).

Итогом инвентаризации должен стать полный систематизированный каталог и крупномасштабные порайонные (или по сельским округам) карты с нанесением всех обследованных скважин. В этом случае полученные результаты будут актуальны, востребованы как органами управления фондом недр, так и природоохранными службами, и легко корректироваться при последующих изменениях в скважинном хозяйстве.

Менее эффективно проведение инвентаризации силами Администраций муниципальных районов и сельских поселений области.

Однако в связи с назревшей необходимостью в решении данной проблемы в 2010–2011 гг. Омскнедра и Омский филиал инициативно обратились к главам муниципальных районов с предложением о проведении инвентаризации скважинного хозяйства своими силами.

В письмах, направленных Главам администраций 32 муниципальных районов и г. Омска, содержатся списки всех неликвидированных водозаборных скважин с разбивкой по сельским округам, подготовленные Омским филиалом, предложена методика обследования скважин. Итоговыми документами должны стать разработанные по определенной форме акты с уточненным перечнем скважин на территории каждого поселения, указанием их технического состояния (особое внимание обращается на скважины, расположенные на заброшенных фермах, летних площадках для выпаса скота), владельцев и лицензий на добычу подземных вод из этих скважин либо указание пользователей, осуществляющих самовольную эксплуатацию объектов.

Для определения географических координат скважин с точностью до секунд предложено использовать имеющиеся в Администрациях районов ортофотопланы населенных пунктов района масштаба 1 : 2000 в местной системе координат МСК-55-2008, а также электронные карты масштаба 1 : 100 000 и определение координат на местности с помощью GPS навигатора. По возможности, рекомендовано подготовить карту фактического материала масштаба 1 : 100 000 с нанесением всех обследованных скважин и их технического состояния. Предложен алгоритм описания скважин, учетная документация на которые утеряна, для последующей их идентификации и постановки на учет.

Более подробную информацию по данному вопросу, перечни скважин по районам, требования к итоговым документам можно получить в Омскнедра и Омском филиале (по согласованию с Омскнедра).

Следует особо отметить, что в области отсутствует должная координация и обмен информацией о планируемых и проведенных работах по данному вопросу между органами государственной власти федерального, регионального, местного уровней и организациями, на федеральном уровне обеспечивающими информационное сопровождение и отчетность по состоянию скважинного хозяйства.

Для сведения сообщаем, что работы по анализу, оценке и прогнозу состояния подземных вод основных водоносных горизонтов, используемых для водоснабжения населенных пунктов, в естественных и нарушенных природно-техногенных условиях, а также представление регламентных и оперативных справочно-информационных материалов по подземным водам в территориальные органы Роснедра, региональный и федеральный центры ГМСН, другие органы власти ведет Территориальный центр геологического мониторинга состояния недр (ТЦ ГМСН ОАО «Омская ГРЭ»).

Ведение кадастра подземных вод, в том числе систематизация учетных карточек водных объектов, является одной из основных задач Омского филиала. Организация с 2004 года ведет базу данных «Кадастр буровых на воду скважин», которая содержит сведения из учетных карточек всех скважин, пробуренных на территории г. Омска и Омской области.

Кадастр постоянно корректируется по данным, поступающим в Филиал от недропользователей, буровых организаций, из Омскнедра, Управления Росприроднадзора по Омской области, ТЦ ГМСН. Омский филиал ежегодно составляет карты месторасположения скважин, пробуренных на территории Омской области в течение отчетного года, представляет отчетную информацию в ФГУНПП «Росгеолфонд» (г. Москва), а также текущую информацию по запросам в Омскнедра, Управление Росприроднадзора по Омской области и другие организации. Предоставление Омским филиалом актуальной информации, соответствующей реальному состоянию дел, возможно только в случае полного, оперативного и достоверного поступления данных.

Первым шагом в решении проблемы инвентаризации скважин может стать проведение заседания Координационного совета по природопользованию при Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области с участием заинтересованных областных и федеральных органов, выработка единой стратегии и утверждение порядка взаимодействия и обмена информацией между федеральными, областными и муниципальными органами.

С целью предотвращения загрязнения и истощения подземных вод, сохранения резервного фонда скважин различного назначения и обеспечения контроля при проведении природоохранных мероприятий необходимо составить и утвердить на региональном уровне положение об инвентаризации скважин.

3. Не соответствие технического состояния подавляющего числа эксплуатируемых скважин на воду нормативным требованиям

Результаты обследования скважин ТЦ ГМСН в 2000–2007 гг., данные отчетности недропользователей о выполнении лицензионных соглашений, ежегодно поступающей в Омский филиал, материалы проверок Управления Росприроднадзора по Омской области однозначно свидетельствуют о том, что техническое состояние большинства водозаборных скважин не соответствует требованиям нормативных документов по охране подземных вод (СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и др.).

Многие скважины не имеют зоны санитарной охраны первого пояса (или она не отвечает необходимым требованиям) и павильонов, приустьевые пространства не герметизированы, отсутствует водоизмерительная аппаратура, недропользователями не проводятся ежегодные проверки технического состояния скважин, не ведется мониторинг подземных вод и т. д.

В большинстве случаев органами государственного контроля фиксируется комплекс из 3-х и более нарушений, которые могут повлечь серьезные эколого-экономические последствия: необратимое загрязнение продуктивных водоносных горизонтов подземных вод в зоне влияния эксплуатируемых скважин, и, следовательно, невозможность дальнейшей добычи подземной воды из скважины, возможное систематическое использование некачественной воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения, вплоть до случаев отравления населения и сельскохозяйственных животных, использующих воду из зараженного источника и др.

4. Истощение запасов подземных вод и негативные экологические последствия бесконтрольного самоизлива подземных вод из скважин

Большинство глубоких скважин, вскрывающих высоконапорные минеральные подземные воды, эксплуатируются в режиме самоизлива, что приводит к нерациональным потерям (сбросу) 25–50 % извлеченных подземных вод и негативным экологическим последствиям.

На юго-востоке области пробурены порядка 15 глубоких самоизливающихся скважин (нижне-верхнемеловой водоносный комплекс покурской свиты, глубиной около 1 км).

В результате неконтролируемого самоизлива не только истощаются запасы водоносного горизонта покурской свиты, что недопустимо в условиях дефицита питьевых вод в южной половине Омской области, но и развиваются процессы заболачивания и засоления грунтов на прилегающих территориях, выводятся из оборота плодородные земли, изменяется качество поверхностных вод замкнутых водоемов, в которые происходит сброс подземных вод некондиционного качества.

Для таких скважин необходим перевод на регулируемый режим или временное прекращение самоизлива с помощью гидравлического ликвидационного пакера. Бесхозяйные самоизливающие скважины подлежат ликвидации в установленном порядке.

В областную целевую программу «Геологическое изучение, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рациональное использование недр на территории Омской области» на 2004–2010 годы был включен объект «Консервация и ликвидация скважин нижне-верхнемелового водоносного комплекса Омской области», предполагалось проведение ликвидации самоизливающихся скважин на юге Омской области.

В 2005 году было ликвидировано 4 скважины, после чего финансирование объекта из областного бюджета прекратилось.

В «Схему территориального планирования Омской области», утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года № 156-п (подраздел 2.4 «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Омской области») включен пункт о необходимости ликвидации бесхозяйных самоизливающихся скважин. К сожалению, никаких конкретных мероприятий и финансирования не запланировано.

5. Неравномерная обеспеченность населения ресурсами пресных подземных вод. Необходимость дополнительньой очистки подземных вод

Оценка качества подземных вод на территории области проводится ТЦ ГМСН ОАО «ОГРЭ». Результаты представлены в ежегодных «Информационных бюллетенях о состоянии геологической среды (недр)».

Качество подземных вод зависит как от природного, так и техногенного загрязнения. Первое обусловлено природообразующими факторами и выражается в повышенном содержании сульфатов, хлоридов, соединений железа, органических соединений в подземной воде; второе – негативным воздействием на геологическую среду объектов, не связанных с недропользованием, и выражается в превышении ПДК по содержанию нефтепродуктов и аммиака.

В северных районах в разрезе олигоцен-четвертичных отложений практически повсеместно распространены пресные подземные воды. Семь районов области (Усть-Ишимский, Тевризский, Тарский, Большеуковский, Знаменский, Седельниковский и Муромцевский), где проживает 6 % населения, полностью обеспечены ресурсами пресных подземных вод с минерализацией до 1 г/куб. дм.

Однако в этих водах отмечается повышенное содержание железа, марганца, в отдельных случаях органических веществ, обусловленное в большей степени природными факторами. Для уменьшения содержания отдельных химических элементов и их соединений до норм, определенных СанПиНом, и дальнейшего использования воды для ХПВ необходима их предварительная специальная обработка. Основная масса водозаборов эксплуатируются без соответствующей водоподготовки, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на здоровье населения.

С севера на юг по территории Омской области прослеживается уменьшение ресурсов подземных вод. Подавляющая часть населения области обеспечена частично или не обеспечена прогнозными ресурсами питьевых подземных вод. Наблюдается и ухудшение их качества по основному показателю – минерализации.

В южной половине области воды с повышенной минерализацией преобладают повсеместно, а воды с минерализацией менее 1,5 г/куб. дм распространены локально, в отложениях верхнеплиоцен-голоценового и олигоцен-среднемиоценового возраста. Использоваться для мелкого, рассредоточенного хозяйственно-питьевого водоснабжения они могут после предварительной водоподготовки.

В структуре хозяйственно-питьевого водоснабжения области особое положение занимают юго-восточные районы области (Черлакский, Нововаршавский, частично Русско-Полянский). Главную роль в обеспеченности населения водой здесь играют подземные воды водоносного апт-сеноманского комплекса покурской свиты с минерализацией менее 1,5 г/куб. дм.

Исследования последних лет показали, что для доведения качества этих вод до требований СанПиН 2.1.4.1074-01 необходимо провести обесфторивание, снижение щёлочности, очистку от нефтепродуктов.

6. Отсутствие подземных водных объектов, полностью отвечающих требованиям резервирования для водоснабжения населения в чрезвычайных ситуациях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 года № 703, резервирование источников питьевого водоснабжения на базе подземных вод осуществляется для населенных пунктов, обеспечивающихся питьевой водой преимущественно за счет поверхностных водных объектов. При этом «в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищённые от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений».

За счет поверхностных вод в Омской области осуществляется питьевое водоснабжение крупных населенных пунктов, расположенных по берегам рек Иртыша, Оми, Тары, а также населенных пунктов, обеспеченных линиями магистральных водопроводов из Иртыша.

Оценка запасов подземных вод на территории Омской области проводилась преимущественно в 1970–90-е годы и была рассчитана на 25-летний период. На 01 января 2011 года на территории Омской области оценено и разведано 33 месторождения (участка) питьевых подземных вод с запасами 399,992 тыс. куб. м/сутки в 16-ти административных районах области.

Однако ни одно из этих месторождений (участков), расположенных в радиусе 20–50 км от г. Омска и 10 км от районных центров, в качестве источников питьевого водоснабжения не отвечает всем требованиям Постановления Правительства РФ от 20.11.2006 г. № 703 с учетом  по следующим причинам:

  1. Истечение расчётного срока, на который были оценены запасы подземных вод почти на всех участках и месторождениях, и необходимость проведения повторных работ по переоценке запасов на следующий расчетный период;
  2. Необходимо проведение дополнительных разведочных работ для перевода запасов из непромышленной категории (С2) в разведанные;
  3. Недостаточная защищённость от загрязнения разведанных подземных вод некоторых участков (в пойме р. Иртыша и др.);
  4. Запасы некоторых месторождений, принятых к сведению решениями научно-технического совета Новосибирского территориального геологического управления (НТС НТГУ) в 1970–1980-х гг., необходимо переутвердить решением территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) Омскнедра или Государственной комиссией по запасом (ГКЗ).

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 20.11.2006 г. № 703 при отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.

Мониторинг геологической среды

7. Недостаточное финансирование мониторинга геологической среды из областного бюджета

Государственный мониторинг состояния недр на территории Омской области проводится ТЦ ГМСН ОАО «ОГРЭ». Финансирование работ осуществляется из областного и федерального бюджетов.

Объем федерального финансирования на протяжении последних пяти лет сохраняется примерно на одном уровне и составляет 2 400–2 500 тысяч руб. Финансовое обеспечение работ по региональной сети наблюдений, выделяемое из областного бюджета, только в 2004–2005 гг. было на уровне федерального. В 2006–2009 гг. отмечалось значительное недофинансирование работ со стороны Правительства Омской области. В 2010 году финансирование из областного бюджета не проводилось, и наблюдения по сети территориального уровня (41 скважина) были приостановлены.

В результате Правительство Омской области и органы местного самоуправления не получают полной и своевременной информации о площади распространения и появлении новых участков опасных экзогенных процессов, степени загрязнения подземных вод и почв вокруг ряда промышленных объектов и т. д., которая имеет первостепенное значение для принятия мер по профилактике и ликвидации опасных ситуаций, сохранения здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды.

8. Отсутствие полноценного объектного и ведомственного мониторинга за состоянием подземных вод на территории области

Важным источником информации о загрязнении подземных вод являются сведения, полученные в ходе проведения объектного (отчетов от недропользователей) и ведомственного (данные предприятий) мониторинга, результаты которых собираются и обрабатываются ТЦ ГМСН ОАО «ОГРЭ».

В лицензии на право пользования недрами (на подземные воды) включено требование об обязательном ведении мониторинга на объектах недропользования и представлении ежегодной отчетности по мониторингу подземных вод в ТЦ ГМСН. Фактически очень небольшая часть недропользователей представляют ежегодные отчеты по мониторингу подземных вод, причем в подавляющем большинстве отчетов указываются цифры по водоотбору и отсутствуют данные, отражающие гидродинамический и гидрохимический режимы объекта недропользования.

Для решения данной проблемы необходима жесткая позиция контролирующих органов, имеющих полномочия по воздействию на недропользователей и предприятия путем ограничения прав на добычу подземных вод и наложению штрафов.

Локальные (ведомственные) наблюдательные сети в Омской области, особенно в г. Омске, созданы на предприятиях, хозяйственная деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на состояние геологической среды (полигон по захоронению промышленных отходов, Газпром нефть – Омский НПЗ, золоотвалы ТЭЦ и др.). На 01 января 2010 года ведомственная наблюдательная сеть создана на 81 объекте (450 скважин). Предприятия самостоятельно ведут мониторинг за состоянием недр, основное внимание при этом уделяется изучению степени загрязнения подземных вод.

По информации ТЦ ГМСН наблюдения (частота и периодичность замеров уровней, исследования качества подземных вод) по ведомственной сети осуществляются фрагментарно и не регулярно, зачастую не соответствуют программе, утвержденной в 2000 году Госкомэкологией по Омской области и согласованной с ТЦ ГМСН, отсутствует должный контроль со стороны специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. Ряд предприятий не представляет отчеты в ТЦ ГМСН вообще.

Все это не позволяет достоверно оценить степень негативного воздействия объектов на подземные воды и своевременно принять меры по его устранению.

Геологическое изучение недр и недропользование

9. Проблема установления точного местоположения месторождений полезных ископаемых и отражения достоверных границ на местности и в разрешительных документах на право пользования недрами

Нередко лицензионные участки, переданные в пользование недропользователям в пределах одного месторождения (перспективной площади), расположены рядом друг с другом и имеют смежные границы.

Точные данные о границах месторождений (участков), особенно расположенных в русле и пойме р. Иртыша, необходимы как недропользователям, так и органам государственного надзора, так как позволяют сравнить расположение фактически отработанного участка с границами разрешенного для использования (лицензионного) участка, доказать в судебном порядке нарушение границ лицензионного участка и т. д.

В настоящее время для определения местоположения участков на местности в действующих лицензиях на право пользования недрами указываются географические координаты угловых точек участков недр, а в лицензиях на строительный песок дополнительно – километраж основного судового хода (по лоции).

При этом, географические координаты угловых точек, указанные в лицензии, предоставляются самим недропользователем и не всегда определены верно. Километраж судового хода является величиной непостоянной и изменяется при переиздании лоции. Например, разница в лоциях 1970 и 2001 годов издания составляет 37 км.

Километровые знаки на берегах реки установлены через 5 км. Определение географических координат участков, расположенных в русле реки, затруднительно, так как лоцманская и географические карты изданы в разные годы, а ситуация на реке в связи с изменением уровня воды, конфигурации береговой линии и островов в русле Иртыша постоянно меняется. Поэтому точно сориентироваться, где находится заданный отрезок судового хода на географической карте сложно.

Для решении проблемы предлагаем координаты угловых точек лицензионных участков недр, расположенных в русле и пойме р. Иртыша, привязывать к существующим пунктам полигонометрии, установленным на берегах реки через 1 км.

В 2006–2007 гг. по заказу Министерства строительства и ЖКХ Омской области была сделана цифровая аэрофотосъемка территории области и построена карта масштаба 1 : 100 000. Привязка участков недр и месторождений полезных ископаемых на основе новой цифровой карты и с использованием новых топографо-геодезические технологий, внедрение которых начато в Омской области, будет более объективна и не связана с несовершенством и различием технической базы и картографических материалов в предшествующие годы. Истинные координаты реперов необходимо внести в разрешительные документы (лицензии, планы горных работ и т. д.). В связи с началом строительства Омского гидроузла работы по установлению границ русловых и пойменных месторождений строительного песка, попадающих в зону затопления, особенно актуальны.

Для коллегиального рассмотрения и выработки единого решения на федеральном и региональном уровнях необходимо собрать рабочее совещание с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, Министерства строительства и ЖКХ Омской области, Омскнедра, Управления Росприроднадзора по Омской области, ФГУ «Обь-Иртышводпуть», Омского отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления и Омского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу». На совещании заслушать предложения и выработать единую методику по уточнению границ месторождений полезных ископаемых и лицензионных участков на базе современных топографо-геодезических технологий, включению их в земельный кадастр и корректировки данных в разрешительных документах на право пользования недрами.

10. Необходимость в повышении энергообеспеченности региона за счет использования местных топливно-энергетических ресурсов

Омская энергосистема является дефицитной, производя только часть электроэнергии, необходимой всему региону, распределена по территории неравномерно и зависит от других областей. Особенно сильный дефицит электроэнергии ощущается в северных районах. Это препятствует развитию и снижает эффективность работы предприятий, добывающих и перерабатывающих сырьевые ресурсы, например, Тарского ГОКа, построенного для переработки циркон-ильменитовых песков.

Вместе с тем, Омская область располагает значительными местными топливно-энергетическими ресурсами. Сырье большинства торфяных месторождений пригодно для энергетического применения, что делает данный вид энергоресурсов универсальным и может обеспечить значительную энергетическую автономию территории в течение длительного периода. Ресурсы торфяных месторождений области, большей частью расположенных в северных административных районах, оцениваются в 770 млн тонн и значительно превосходят разведанные ресурсы углеводородов.

Необходимо создать в регионе благоприятные инвестиционные условия для строительства современных мини-ТЭЦ, работающих на торфе, с учетом пожаробезопасных технологий добычи сырья. По опыту Томской области производительность одной такой мини-ТЭЦ составляет от 0,5 МВт.ч электроэнергии. Численность работающих на станции – около 25–30 человек. Кроме решения проблемы энергетического обеспечения, возможна организация попутного производства торфо-минеральных удобрений на базе золы, строительных торфоматериалов. Именно торф в северных районах области, особенно в средних и малых поселениях, является наиболее доступным и возобновляемым энергоресурсом и должен стать одним из основных источников получения относительно дешевого тепла и электроэнергии, а в экстренных обстоятельствах позволит обеспечить минимальный, аварийный режим работы промышленно-хозяйственного комплекса.

Для эффективного использования торфа необходимо запланировать доизучение ряда торфяных месторождений в качестве энергоресурсов. Работы могут быть профинансированы как Правительством Омской области, так и заинтересованными недропользователями.

11. Отсутствие стратегии по использованию лечебных природных ресурсов региона, в частности, сапропелевого бальнеологического потенциала области

Омская область обладает высоким лечебным потенциалом, обеспеченным наличием значительных природно-сырьевых (минеральные воды, лечебные грязи, сапропели и рапа соленых озер и др.) и лечебных природных ресурсов (лечебный климат, акватории озер, другие природные условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха). Вместе с тем уровень их использования в регионе не значителен. В связи с этим возникает необходимость в разработке планомерной стратегии по использованию природного потенциала области, в частности, в изучении местных лечебных природно-сырьевых ресурсов и проведении паспортизации месторождений с оценкой их лечебных, в том числе бальнеологических качеств.

Одним из значимых сырьевых ресурсов Омской области с высоким бальнеологическим потенциалом является сапропель.

В настоящее время сапропели в Омской области изучены слабо и используются в очень ограниченном количестве. Лицензированная добыча осуществляется только на одном сапропелевом месторождении – озере Пучай (Тюкалинский район). Официально в качестве бальнеологического ресурса сапропели в регионе не используются совсем.

Освоение сапропелевых залежей требует отдельных бальнеологических исследований на их принадлежность к лечебным грязям. Необходимо проведение грязеразведочных работ для оценки запасов сырья и его качественных показателей с учетом современных критериев («Классификация минеральных вод и лечебных грязей для целей их сертификации» МУ МЗ №2000/34) на наиболее доступных месторождениях (участках), с развитой сетью инфраструктуры и удаленных от источников природного и техногенного загрязнения. Назрела необходимость в проведении ревизионных работ, включающих в себя как полевые работы, связанные с дополнительным опробованием сырья для уточнения состава сапропелей, так и камеральных работ по обобщению имеющихся данных и составлению рекомендации по дальнейшему изучению и использованию.

Предварительная оценка ресурсов сапропелевого лечебного сырья на территории Омской области позволяет сделать следующие выводы:

– практически все месторождения с прогнозными ресурсами сапропелей, пригодных для лечебных целей, расположены в пределах освоенной в экономическом отношении части Омской области, имеют подъездные пути, расстояние до г. Омска от 100 до 320 км;

– суммарные прогнозные ресурсы сапропелевого лечебного сырья в озерах Омской области составляют не менее 8 525 тыс. куб. куб. м или 2 626 тыс. т;

– прогнозные ресурсы сапропелевого лечебного сырья сосредоточены в основном на территории четырех административных районов: Тарского (4 235 тыс. куб. м), Тюкалинского (1 177 тыс. куб. м), Саргатского (803 тыс. куб. м), Колосовского (2 314 тыс. куб. м);

– месторождения сложены в основном сапропелями органического и органно-силикатного классов, в геоморфологическом отношении большинство месторождений приурочены к озерным котловинам, болотным массивам с водой;

– развитие отрасли по переработке сапропеля (создания участков по добыче сапропеля и предприятий по его переработке) позволит создать новые рабочие места и частично решить проблему занятости населения в северных районах;

– добыча сапропелевого сырья позволит увеличить налоговые поступления во все виды бюджетов субъекта.

Вышеназванные обстоятельства уже были реальностью. В 2003 году объем добычи сапропеля в 25 тысяч тонн обеспечил поступление в региональный бюджет порядка 1 млн рублей и создание 50 рабочих мест. Имеющиеся в Омской области ресурсы сапропеля способны обеспечить значительный рост данных показателей.

В качестве сдерживающего фактора выступает недостаточная научная изученность возможных технологий переработки и применения сапропеля, недостаточная осведомленность потенциальных инвесторов о сырьевом потенциале и лечебной эффективности применения сапропеля.

Следует учитывать, что при добыче сапропеля одновременно решается задача восстановления экологического равновесия в ландшафте: оздоровление озер (очищение от ила и их восстановление), улучшение качества озерных вод, создание условий для рыборазведения, создание мест отдыха.

Для реализации перечисленных задач необходимо привлечение инвестиций, в том числе государственных. Возможно, следует создать межведомственный Совет, координирующий деятельность всех участников создаваемой отрасли на всех этапах работ – от геологического доизучения до промышленного освоения.

В целях привлечения инвестиционного внимания к сапропелевым ресурсам специалистами Омского филиала готовится к изданию справочник месторождений сапропеля Омской области.

Качество геологической информации

В последние годы увеличилось количество геологических отчетов по итогам работ на разведку и подсчет запасов полезных ископаемых, поступающих на хранение в Омский филиал от небольших производственных предприятий-недропользователей. Отмечается значительное снижение качества таких отчетов, особенно по общераспространенным полезным ископаемым.

Основная причина – общероссийская тенденция по снижению требований к качеству проведения геологоразведочных работ и, как результат, к качеству отчетных материалов со стороны региональных и федеральных органов управления государственным фондом недр.

Вследствие этого исполнители недобросовестно выполняют основные требования по проведению геологоразведочных работ и подготовке итоговых отчетов, а именно:

–  проводят не полный комплекс исследований на соответствие сырья действующим стандартам;

–  не считают нужным вносить все исправления и дополнения по замечаниям рецензентов и экспертов отчетов;

–  материалы испытаний, анализов лабораторий с одинаковыми данными часто дублируются в разных отчетах, несмотря на наличие записей о запрете на тиражирование, копирование данных материалов;

–  отчет зачастую не укомлектован всеми необходимыми документами, на которые имеется ссылка в тексте отчета;

–  отмечаются многочисленные нарушения в оформлении и содержании отчета (не соответствие ГОСТ Р 1.0–2004).

Все это снижает ценность геологической информации, которая хранится в территориальных геологических фондах бессрочно, и возможность ее использования последующими недропользователями.

Читайте также:
 

« На главную »    |    « Вверх »

Новости
Организация
Информация об организации
Положение о Филиале
История организации
Природа
Природные условия
Водные объекты
Уникальные природные объекты
Характеристика природных объектов
Охраняемые природные территории
Геологические объекты
Геология
Минерально-сырьевые ресурсы
Углеводородное сырьё
Титан и цирконий
Пески стекольные
Бентонитовые глины
Минеральные соли
Лечебные грязи
Глинистые полезные ископаемые
Пески строительные
Торф
Сапропель
Подземные воды
Прочие полезные ископаемые
Открытые данные о месторождениях полезных ископаемых Омской области
Недропользование
Недропользование
Подземные воды
Информационные ресурсы
Перечень информационных ресурсов
Геологический каталог
Карты
Кадастры месторождений
Кадастры подземных вод
Базы данных
Видеофонд
Природа и экология
Информация для пользователей
Информация для пользователей
Формы отчетности
Читальный зал
Новые поступления
Оформление лицензий
Платные услуги
Сотрудничество
Органы государственного управления
Общественные организации
Совместная деятельность
Русское географическое общество
Российское геологическое общество
Юные геологи
Мероприятия
Документы
Документы
Основополагающие документы
Нормативные документы
Методические документы
Статьи и книги
Книги
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Полезные ссылки
Вопрос-ответ

GISMETEO: Погода по г. Омск


Архив новостей

  • 2017 (23)
  • 2016 (26)
  • 2015 (19)
  • 2014 (59)
  • 2013 (67)
  • 2012 (91)
  • 2011 (108)
  • 2010 (128)
  • 2009 (92)
  • 2008 (44)
  • 2007 (1)
  • 2005 (8)