Печать
Просмотров: 2328

В работе VII Всероссийского съезда приняли участие более 2000 специалистов, представителей академической и отраслевой науки, предприятий геологического профиля, недропользователей, смежных министерств и ведомств, Правительства и палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В адрес участников съезда поступили приветствия от Президента России, Председателя Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.

Современные общественно-политические и экономические процессы и преобразования в России и в Мире предопределяют необходимость поиска эффективных направлений и механизмов развития геологической отрасли и минерально-сырьевого комплекса России в целом.

Делегаты и участники VII Всероссийского съезда геологов отмечают, что в период между VI и VII съездами Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию и Российское геологическое общество приложили значительные усилия по реализации рекомендаций VI Всероссийского съезда геологов.

Разработана и утверждена Правительством Российской Федерации «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года», в законодательство внесены изменения и дополнения, повышающие инвестиционную привлекательность недропользования, обеспечено расширенное воспроизводство ряда важнейших видов полезных ископаемых. Несмотря на кризис 2008-2009 гг., в основном удалось сохранить производственный и кадровый потенциал отрасли. Была приостановлена приватизация государственных предприятий геологоразведочного профиля. На базе 38 геологических предприятий создано государственное открытое акционерное общество «Росгеология».

VII Всероссийский съезд геологов констатирует:

1. Геологическая отрасль по-прежнему остается базовым системообразующим сегментом экономики России. Минерально-сырьевой комплекс России обеспечивает более 50% доходной части федерального бюджета. Благодаря труду геологоразведчиков в прошлом и в настоящем Россия продолжает оставаться сырьевой сверхдержавой как по ресурсному потенциалу, так и по производству минерального сырья. В то же время, устойчивая работа добывающих отраслей промышленности возможна лишь в том случае, если процесс локализации ресурсов, оценки и разведки запасов идет непрерывно и компенсирует погашенные при добыче запасы сырья в недрах.

2. Профессиональные навыки и традиции горно-геологического образования позволяют геологоразведчикам России в кратчайшие сроки осваивать современные технологии геологического изучения, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Усиление роли Российской геологической науки в создании и внедрении таких технологий является насущной, востребованной задачей геологов России, требующей государственной поддержки.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы, проводимое в последние годы, положительно сказывается на повышении инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ и снижении излишних административных барьеров. Тем не менее, в этой области остаются нерешенными ряд проблем законодательного уровня, в частности – неполнота регулирования вопросов геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы, оборота геологической информации, создание условий для развития юниорных геологических компаний, повышение конкурентоспособности минерально-сырьевой базы, в том числе в связи с вступлением России в ВТО.

4. Поддержание объемов финансирования в кризисные годы позволило сохранить позитивные валовые показатели по приросту запасов некоторых видов полезных ископаемых, прежде всего, углеводородов. Однако, эти результаты получены, в основном, путем доразведки и переоценки ранее открытых месторождений. Новые открытия сдерживаются резким снижением объемов региональных, научно-исследовательских и поисковых работ, которые не превышают 25% от уровня 1991 года.

5. Обостряются проблемы количественных и качественных характеристик разведанных запасов углеводородов как в новых (Восточная Сибирь, шельф), так и в традиционных центрах добычи (Западная Сибирь, Волго-Уральский регион).

6. Значительный резерв в формировании поискового задела заключается не только в росте физических объемов геологоразведочных работ, но и в повышении их эффективности, информативности, достоверности.

7. В современных условиях реализация ресурсного потенциала невозможна без актуализации основных документов, регулирующих геологоразведочные работы – Классификаций запасов углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, Правил проектирования и Регламентов разработки месторождений полезных ископаемых.

8. Повышение обоснованности решений по выбору наиболее эффективных вариантов разработки месторождений и полноте извлечения разведанных запасов полезных ископаемых диктует необходимость законодательного закрепления государственного статуса экспертизы технических проектов разработки месторождений.

9. Действующее законодательство в области государственных закупок (94-ФЗ от 21.07.2005 и др.) не в полной мере учитывает специфику геологоразведочных работ, что приводит к снижению их эффективности и качества. Несовершенна и система ценообразования геологоразведочных работ, базирующаяся на устаревших нормах и расценках.

10. Отсутствует целенаправленное финансирование технического и технологического перевооружения специализированных государственных геологических предприятий, выполняющих основной комплекс работ по государственному заказу.

11. Снижается престижность геологических профессий и качество подготовки специалистов. Обостряются социальные и кадровые проблемы, вызванные отсутствием государственной поддержки, прежде всего молодых специалистов.

VII Всероссийский съезд геологов рекомендует Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию:

1. Считать усиление геологоразведочных работ важнейшей государственной задачей, от успешного решения которой зависит состояние минерально-сырьевого комплекса страны и возможность реализации Государственных программ социально-экономического развития России.

2. Разработать и принять поправки в Закон «О недрах», конкретизирующие вопросы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, оборота геологической информации, создания условий для развития юниорных геологических компаний, повышения конкурентоспособности минерально-сырьевой базы.

3. Утвердить Государственную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов»  включающую подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр».

4. Для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы законодательно закрепить в федеральном бюджете целевую статью затрат на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, формируемую за счет отчисления определенного процента от суммы НДПИ и разовых  платежей за пользование недрами. Освободить от уплаты НДС геологоразведочные работы, выполняемые по государственному заказу.

5. Учесть специфику геологоразведочных работ при внесении изменений в законодательство о государственных закупках.  Разработать и внедрить современные руководящие документы определения контрактной цены геологоразведочных работ.

6. Разработать и ввести в действие новые документы, регулирующие геологоразведочные работы - Классификации запасов углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, Правила проектирования и Регламенты разработки месторождений полезных ископаемых.

7. Закрепить на законодательной основе за Федеральным агентством по недропользованию функцию по государственной экспертизе проектных документов разработки месторождений.

8. Разработать и принять целевую государственную программу технического и технологического перевооружения государственных геологических предприятий и учреждений.

9. Принять меры по сохранению специализированных геологических учреждений среднего профессионального образования, переданных в ведение субъектов Российской Федерации.

10. Разработать и реализовать мероприятия социальной поддержки ветеранов, работников и молодых специалистов геологической отрасли, включая вопросы роста заработной платы, обеспечения жильем, охраны труда, достойного материального вознаграждения за открытие месторождения.

Делегаты и участники VII Всероссийского съезда геологов выражают признательность оргкомитету съезда за его организацию и проведение, и поручают Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию, Российскому геологическому обществу обобщить предложения и рекомендации участников VII Всероссийского съезда геологов, разработать и утвердить план мероприятий по реализации Резолюции съезда и обеспечить регулярный мониторинг его исполнения.

Делегаты и участники съезда считают необходимым:

Направить Резолюцию съезда в адрес Президента Российской Федерации, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации.

Очередной VIII Всероссийский съезд геологов провести в 2016 году.

 

Информация взята с сайта Федерального агентства по недропользованию - Роснедра.