Печать
Просмотров: 2596

В 2009-2013 гг. сотрудники Омского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по сибирскому федеральному округу» Вяткин И. А., Примаков Е. П., Новиков Ф. И. и другие приняли участие в разработке модели региональной квалификационной рамки в области высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользование».

В Тюменском государственном университете 21 мая 2013 г. по данной проблеме состоялся круглый стол. В адрес Омского филиала ФБУ «ТФГИ по СибФО» поступило письмо «О квалификационных рамках направления «Экология и природопользование», в котором от лица международного консорциума проекта Европейской Комиссии Темпус № 159325-TEMPUS-1-2009-1-DE-TEMPUS-JPHES «Разработка квалификационных рамок направления «Экология и природопользование» (2009-2013) президент Тюменского государственного университета Г. Н. Чеботарев и директор Регионального института международного сотрудничества, координатор проекта Темпус со стороны РФ Г. В. Телегина благодарят Омский филиал ФБУ «ТФГИ по СФО» за содействие в его реализации. Отмечают, что участие данной организации в анкетировании и других мероприятиях проекта позволило уточнить позиции и потребности рынка труда в экологической сфере, требования к квалификации экологов и улучшить образовательные программы.

В ходе проекта международным консорциумом восьми европейских и российских университетов в составе Университета Альберта-Людвига, г. Фрайбург, Университета Кобленц-Ландау (Германия), Университета Астон (Великобритания), Страсбургского университета (Франция), Тюменского государственного университета, Алтайского  государственного университета, Новосибирского государственного университета, Омского государственного педагогического университета и Торгово-промышленной палаты Тюменской области на протяжении трех лет была проведена работа по созданию региональных квалификационных рамок по данному профилю.

В соответствии с основной целью проекта на примере создания и внедрения в образовательный процесс квалификационных рамок для бакалавров и магистров направления «Экология и природопользование» предложена модель взаимодействия сферы высшего образования и рынка труда.

Разработка квалификационных рамок проводилась на основе изучения принципов и подходов к формированию европейской и национальной квалификационных рамок, исследований регионального рынка труда, опроса выпускников и работодателей, анализа нормативных документов, регламентирующих трудовую деятельность специалистов в области экологии и природопользования, анализа государственных образовательных стандартов. Обсуждение содержания региональных квалификационных рамок направления «Экология и природопользование» осуществлялось в ходе международных семинаров, конференций, круглых столов с участием работодателей.

На заседании Международного круглого стола по итогам проекта, состоявшегося 21 мая 2013 г. в Тюменском государственном университете, на котором были представлены европейские и российские вузы-члены консорциума и представители работодателей регионального рынка труда,

- были обсуждены ключевые вопросы по формированию квалификационных рамок в сфере экологии и менеджмента окружающей среды,

- представлено разработанное коллективом авторов в ходе проекта «Руководство по формированию региональных квалификационных рамок направления «Экология и природопользование»,

- обсуждены некоторые программы и учебно-методические комплексы, модернизированные в вузах-партнерах на основе разработанной модели региональной квалификационной рамки,

- намечены формы совместной работы вузов и региональных работодателей по подготовке конкурентоспособных специалистов.

Участниками Круглого стола сделаны следующие основные выводы и рекомендации:

Выводы:

  1. Региональная рамка квалификаций направления «Экология и природопользование» развивает и конкретизирует положения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации и Европейской рамки квалификаций с учетом особенностей регионов.
  2. Региональная рамка квалификаций направления «Экология и природопользование» представляет собой инструмент сопряжения региональной сферы труда и сферы образования и содержит обобщенное описание квалификаций, соответствующих шестому и седьмому уровням Европейской Национальной квалификационных рамок.
  3. Региональная рамка квалификаций направления «Экология и природопользование» предназначена для работодателей, органов управления образованием, образовательных организаций, граждан. Она позволяет:

- сформировать ясное представление о необходимом и достаточном объеме и региональной специфике квалификаций, необходимых для успешной трудовой деятельности в условиях конкретного региона;

- характеризовать с единых позиций требования к квалификации работников предприятий, организаций и выпускников учебных заведений региона;

- разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций;

- создавать элементы отраслевых квалификационных и тарифных систем для специалистов, работающих в области экологии и природопользования;

- оценивать соответствие квалификации работника иерархии уровней рамки, структуре отраслей специализации региона, содержанию образовательных программ;

- гражданам осуществлять выбор траектории образования, а учреждениям образования формировать образовательные программы разных уровней в зависимости от потребностей регионального рынка труда.

  1. Опыт разработки модели региональной квалификационной рамки в области высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользование» может быть использован как для детализации других уровней подготовки по данному направлению при осуществлении принципа непрерывного экологического образования, так и для создания квалификационных рамок других направлений профессионального образования.
  2. Разработанная модель региональной квалификационной рамки может быть использована профильным Учебно-методическим объединением для создания стандартов следующего поколения в области высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользование».
  3. Модель региональной квалификационной рамки по направлению «Экология и природопользование» может быть использована при разработке профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиям в области экологии и природопользования.

Рекомендации:

1. Вузам и работодателям:

1.1. Использовать модель региональной квалификационной рамки направления «Экология и природопользование» для совместной подготовки высококвалифицированных кадров в динамично меняющихся условиях рынка труда.

1.2. Проводить мониторинг требований региональных рынков труда и, по мере необходимости, вносить корректировки в данную модель, основываясь на ее открытости.

2. Вузам:

2.1.   Использовать опыт данного проекта Темпус и разработанной модели региональной квалификационной рамки направления «Экология и природопользование» при модернизации образовательных программ.

2.2.    Создать экспертные советы с привлечением работодателей по прогнозу и оценке соответствия качества образования требованиям рынка труда.