Печать
Просмотров: 1436

Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. К сожалению, современные учебные программы детского сада и начальной школы недостаточно эффективно решают эту задачу, хотя многие педагоги признают ее важность. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследования природных объектов и явлений, могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.

Дома, на прогулке, на летнем отдыхе и даже в рамках научной конференции можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении (конечно, не разрушительное для него!), предсказать, что должно получиться, и проверить, так ли это на самом деле.

Очень важно в ходе исследования ненавязчиво и в доступной форме помогать детям усваивать следующие представления о природе:

Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации.

Например:

Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по такому тематическому направлению:

 

На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А. Н. Белозерского МГУ имени М. В. Ломоносова [http://kids.genebee.msu.su] можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и попробовать свои силы, выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы для участия в конкурсе.

 

Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,

доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником

НИИ ФХБ имени А. Н. Белозерского

МГУ имени М. В. Ломоносова